АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


Что есть вера и ее значение

Hosted by uCoz

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24)
 

Православное учение открывает нам о Святой Троице, оно возвещает, что Бог — чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, на Него даже ангелы не смеют взирать, и нельзя Бога понимать, будто это дедушка с бородой сидит на облаках и управляет миром. В такого языческого бога мы не веруем. Мы веруем в Бога, Который живет в Свете неприступном... Нельзя понимать Его и как воздух, разлитый в мире. Бог — особое Существо, Которое не смешивается с природой. Бог вечен и бессмертен. Не было человека, земли, всей вселенной, а Бог был. Для Него нет времени, ни прошедшего, ни будущего, для Него всегда настоящее; тысяча лет для Него, как один день, и один день, как тысяча лет.
Бог — это богатство, полнота жизни, любовь. Вся красота, все могущество, вся сила, т.е. все добро — в одном Боге. Бог сотворил человека, чтобы он. Его творение, участвовал в Его благости, вместе с Ним ликовал и блаженствовал. Когда еще не было мира, вселенной, человека, в разуме Бога все это уже было, и Бог заранее знал, кто свою свободную волю направит к добру и кто — ко злу. Свобода — это великий Божественный дар человеку.
И эту свободу мы потеряли через грех непослушания. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). А Истина у нас одна — Ею является Бог.
Бог Един, но в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это великая тайна Божества. Ограниченным человеческим умом постигнуть ее невозможно. Бог Отец вечно рождает Сына, а Дух Святой исходит от Отца через Сына. Слова «рождение» и «исхождение» Богу не присущи, но наш человеческий язык так скуден, что точнее мы сказать не можем. Чтобы хоть немного понять сущность Троицы, можно привести приблизительное сравнение.
Возьмем солнце. Оно имеет диск, круг — это как бы обозначает Безначального Бога Отца: от диска на землю нисходит свет — это обозначает Сына, а тепло — благодать Духа Святаго. Другой пример. Разум человека как бы обозначает Бога Отца; ум постоянно рождает слово — Сына; дыхание — благодать Духа Святаго. Бог создал мир, и всякое творение свидетельствует о Его Троичности. Человек состоит из духа, души и тела: каждый палец руки — из трех суставов, и сама рука из трех частей: так же и нога. Огонь — это свет, тепло и дым: вода может быть в обычном виде, мерзлом и паре... И многое другое. И все это наглядно свидетельствует о Триедином Боге.
Бога иногда познают через явные чудеса, которые случаются в жизни и у неверующих людей, такие чудеса, после которых человек с радостью переносит поношения и скорби и даже идет за веру на смерть. Царедворцу, который пришел к Спасителю просить придти исцелить его умирающего сына, Христос сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. ... Он поверил слову... сын твой здоров. И уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4, 47-54).
Вера в Бога — не легенда, не миф. Это истина, непреложная, необходимая для каждого человека. Если бы религия была легендой, она не могла бы дойти до наших дней, сохранив себя в чистоте, а давно затерялась бы в веках.
Можно ли говорить о личностях, которые не существуют? Конечно, нет! Если бы не было Бога, и разговоров бы не было о Нем; не было бы рая и ада, ангелов добрых и злых, жизни вечной — никто бы и не говорил об этом.
Есть свет, но есть также и тьма. Есть добро, но тут же рядом и зло. Есть в мире истина и ложь, радость и горе и т.д. Не должны ли мы прийти к логическому выводу, что такие антиподы, которые мы наблюдаем в мире видимом, должны быть и в мире духовном? Если есть начало плотское, значит, есть и начало духовное: первое — видимое, второе — невидимое. Если есть духовная смерть, то должна быть и духовная жизнь. Если есть греховность, должна быть и безгрешность. Если есть временное, должно быть и вечное. Если есть тление, то должно быть и нетление. Если есть жизнь земная, то должна быть жизнь и загробная.
Один человек проезжал по берегу Азовского моря. На берегу сидело много рыбаков, с азартом ловивших рыбу. Ему пришла мысль: если бы в Азовском море не было рыбы, никто бы там не сидел и не ловил ее. Если бы не было Бога, никто бы не молился Ему, никто бы к Нему не обращался. Если в колодце нет воды, никто туда не ходит, его заколачивают, и тропинка к нему зарастает травой. Если бы в Церкви не было благодати, никто бы не ходил туда, все храмы бы закрыли и тропинки к ним заросли бы язычеством.
Один человек сказал: если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование Бога, то я бы все равно не поверил, потому что Бог есть в моем сердце.
Когда человек совершает грех, он теряет ту энергию, ту силу, которую получает при рождении от Бога. Так постепенно он доходит до такого состояния, что становится пустым, ему не интересно жить, хотя всего у него с избытком. Материализм возвеличивает плотскую, низменную, порочную природу человека и полностью отрицает жизнь духовную. Люди в наше время, особенно молодежь, поражены, как раком, неверием, скептицизмом; душа у них равнодушна ко всему неземному, а земное им приедается. И мы видим, что многие молодые люди, имея достаток во всем: в пище, в одежде, в зрелищах — все удовольствия им доступны — теряют интерес к жизни и кончают жизнь самоубийством: вешаются, травятся, бросаются под поезд. Вот к чему приводит атеистическое воспитание!
Атеисты — это секта безбожников. У атеистов тоже есть вера, но только «с черного хода»: они верят, что Бога нет. Они верят в материю, признают ее источником всего существующего, иначе говоря, признают ее богом. Раньше язычники поклонялись той же материи, но в ее раздельности: небесным светилам, деревьям, камням; теперь материалисты обожествляют ее в целом. Для них это оказалось очень удобным. Безличную материю не нужно любить, она не требует нашего сердца, не ищет нашей воли, не призывает к добру, к чистой, свободной от зла жизни. Бог дал людям нравственный закон, повелевает жить по Его заповедям, обличает зло и проповедует любовь; материя никого не ограничивает во зле, не указывает на смысл жизни, не объясняет человеку, кто он и к чему должен стремиться. Это-то и нужно грешникам, не желающим выйти из тьмы греха и лжи к свету истины — ведь материя не запрещает грешить!.. Как заметил один из героев Достоевского: «если нет Бога, то человеку все позволительно».
Атеисты отняли у человека Бога, а взамен дали идола. Они напоминают осла, который бежит вперед, потому что впереди него на палке висит мешок с сеном. Разница в том, что ослу, когда он добежит до цели, дадут сена, а здесь — бесконечный бег многих поколений, да и сена-то, собственно говоря, нет, только разговор о нем... То, что основывалось тысячелетиями, хотят за один день перевернуть, уничтожить. Все это суета сует, томление духа! Человек должен помнить, что голова его — не помойная яма, не мусорный ящик, куда можно сваливать все подряд... Надо, чтобы мысли были чистые, желания — добрые, надо иметь любовь к Богу и ближним. Не забывать никогда, что человек создан для вечности, что есть Бог, что душа бессмертна.
Вера без дела мертва: многие говорят, что веруют в Бога, а закона Его не исполняют; с такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь...
Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:
— место, где много плачут;
— место, где всегда плачут;
— место, где никогда не плачут.
Место, где много плачут, это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих; в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил, и каждая омыта слезами, и какое время высушит эти слезы?
Откуда этот плач? Где его начало? Он начался при изгнании из рая наших прародителей: плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле. Место, где всегда плачут, в Св. Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, и плач, и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть — безотрадное место плача или ужаснейшую печь огня неугасимого и посмотрите на находящегося там, горящего в пламени грешника!
А в раю никогда не плачут. Здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
Мы на земле живем между раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас — только пересылочный пункт, гостиница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу? Этого никто не знает. А Он сказал: «В чем застану, в том и сужу».
Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай и ад начинаются здесь, на земле — начинаются в нашем сердце.
Есть три вида веры: 1) вера мертвая, не дающая жизни; 2) бесовская вера, которая состоит из страха и отчаяния. Бесы «веруют и трепещут», но не каются; 3) вера живая и деятельная, соединенная с любовью, приобретающая нам спасение. Можно сказать так: вера — это корень, дела наши и наша жизнь — дерево, а спасение — это уже плоды. Спасение — это добровольное наше послушание Богу. Вера наша делает нас сынами Божиими. За нашу веру, доверие и любовь Господь награждает человека спасением. Награждает всякого, кто послушался голоса Его Единородного и возлюбленного Сына. Для спасения нужна только вера живая, деятельная, выражающаяся в добрых делах, в нравственно-чистой жизни человека. Дела — это плоды веры. Можно сказать, что где нет добрых дел христианских, там нет истинной христианской веры, и где есть нравственно-чистая христианская жизнь, там есть и вера. «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 17). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).
Совершая добрые дела и живя по воле Божией — человек выражает этим свою веру во Христа Спасителя. Потому что вера в Бога и добрые дела составляют необходимые условия для того, чтобы Искупительная жертва Христова была спасительна для человека. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36).
Вера необходима для оправдания, она есть начало спасения людей, основание всего оправдания, «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6). «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8-9). Вера состоит в том, чтобы искренно принимать все истины откровения, как преподает и разумеет их Святая Церковь. Верить нужно и в Пресвятую Троицу и в Воплощение Сына Божия. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). »Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24). Святой Климент Римский пишет: «мы, по воле Божией во Христе Иисусе призванные, оправдаемся не сами собою и не своею мудростью или разумом, или благочестием, или делами, но верою, которою Вседержитель Бог всех от века оправдал».
Нельзя спастись одной верой во Христа без добрых дел. Человеку для оправдания и спасения необходима истинная вера и совершение подвига добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Господь говорит; «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) и «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй» (Мф. 19, 16-18). Кто хочет быть подражателем Христа, должен идти узким путем с великим терпением. Евангельский юноша получил ответ Спасителя на свой вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь ответил ему — соблюдай, т. е. исполняй заповеди Божий. А в притче о талантах видно, что господь награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. Апостолы также учили, что наряду с верой, для спасения человека нужны и добрые дела, и что подвигами добрых дел совершенствуется сама вера. «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2, 22-24). И апостол Павел также учит: «Который воздаст каждому по делам его». «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 6,13). «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3, 8).
Апостол Павел пишет: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), но вера должна подтверждаться добрыми делами. Священное Писание свидетельствует, что праведники угодили Богу не одной верой, но добрыми делами. Например, Ной, исполняя волю Божию, строил Ковчег 120 лет, слушая укоры и насмешки современников, но не поколебался в своей вере и этим угодил Богу. Авраам, исполняя волю Божию, оставил свою родину и решился принести в жертву своего единственного сына и этим угодил Богу так, что даже другом Божиим нарекся. «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2, 23). Моисей, вождь еврейского народа, сорок лет руководил еврейским народом и этим угодил Богу так, что Сам Бог сказал: «ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33, 17). И многие святые претерпели на земле ради Бога страдания, были как странники и пришельцы и этим угодили Богу, получив вечное блаженство. Если бы не было Бога и разговоров бы не было о Нем. Не было бы понятия о рае и аде, об ангелах добрых и злых. Не было бы понятия о жизни вечной, и наверно никто бы не говорил об этом. Надо помнить, что наша православная вера досталась нашим отцам не так просто, она омыта кровью мучеников, за нее страдали миллионы верующих в Бога. Вот один пример.
Во время гонений первым христианам приходилось скрываться и совершать богослужения в катакомбах или же в лесу, в поле. Однажды император издал приказ: казнить всех, кто будет захвачен во время богослужения на тайном собрании христиан. Военачальник по доброте своей души сообщил об этом христианам, предупредил их. Утром он с воинами подстерегал возле города христиан. В это время молодая женщина с младенцем на руках вышла из дома и быстро направилась в поле. Военачальник, увидев ее, приказал воинам остановить и привести к нему. Женщину привели и военачальник спросил ее, куда она идет. «В поле», — ответила она. «Зачем?» — «На богослужение». «А разве ты не знаешь, что император приказал всех вас казнить?» — «Знаю». — «Так зачем же ты так спешишь и идешь туда?» — «Хочу пострадать за Христа». — «Вот как! Ну, ладно, ты хочешь пострадать за Христа, а младенца зачем взяла с собой?» — «Чтобы и он тоже пострадал. Я не могу его оставить». Эти слова так тронули военачальника, что он явился к императору и сказал: «Делай со мной, что хочешь, но казнить христиан я не буду», — и поведал об этой женщине.
С такой доблестью шли на страдания за веру первые христиане, а нам наша вера досталась даром. Мы обязаны сохранить ее в чистоте и передать нашим детям, а дети — другим поколениям, вплоть до второго пришествия Господня.

Вера живая

Само присутствие христианина среди неверующих, когда они знают, что он верует в Бога, — это уже исповедание веры. Пример правильной веры, в первую очередь, показали нам святые Апостолы. Но, надо сказать, что иногда их вера колебалась, тогда они просили помощи у Господа: «умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). Господь ободрял их, но в то же время обличал их маловерие: «И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4, 40) и «Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8, 25).
В Апостоле Петре мы видим порывы крепкой веры в сочетании с колебанием в ней: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28), — говорит апостол Петр. Этими словами он выразил уверенность в том, что, если Иисус повелит, он дойдет к Нему по воде. Услышав повеление Господа: «приди», Петр вышел из лодки. Сила веры совершила над ним чудо: он пошел по воде, но сильный ветер и бушующие волны отвлекли его внимание от ожидавшего Христа. Петр испугался. Вера его в тот же момент поколебалась, и он стал погружаться в воду и тонуть. В отчаянии Петр закричал: «Господи! спаси меня» (Мф. 14, 30). Милосердный Христос простер Свою руку к Петру, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31).
Для того чтобы у человека была живая и крепкая вера, нужно чистосердечно каяться в своих грехах, с любовью молиться Богу и делать много добрых дел. Христос от нас ждет свободной, непринужденной веры. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14, 11). «И когда Он (Иисус Христос) был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его (Ин. 2, 23). Там, где Господь обретал веру в людях, там творил Он и многочисленные чудеса. А в своем отечестве не мог чудодействовать, как сказано евангелистом: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13, 58). Вот какими словами укоряет и обличает Христос жестокосердных фарисеев: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единаго Бога, не ищете? ... Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. ... И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания... Если же его (Моисея) писаниям не верите, — как поверите Моим словам?» (Ин. 5; 44, 40, 38-39, 47). Завистливые и сребролюбивые книжники и фарисеи не только не вразумились чудесами, которые творил Иисус Христос, но не устыдились и клевету возвести на Него, уверяя всех, что будто бы Христос силою Вельзевула изгоняет бесов (Мк. 3, 22-30; Лк. 11, 15).
Однажды люди, слушавшие проповедь Христа спросили Его, что им делать, чтобы творить дела Божий. Христос ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29).
Для зарождения веры характерны два направления: первое исходит от Бога, второе — от того, что делает сам человек, т. е. от человека. Господь говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6, 44-45). Когда эти направления соединяются, приходит живая вера во Христа. Само учение не производит еще веры. Ведь и бесы веруют в Господа, признают Его, знают Слово Божие, но не каются и потому все же остаются бесами (Мф. 4, 7; Мк. 1, 24; 5, 2-7). Сатана и бесы навсегда отвергнуты Богом, потому что не только не исполняют Божественного Закона, но являются противниками Божественного Откровения (Мф. 13, 19). Слушающие же Слово Божие и соблюдающие Его считаются блаженными (Лк. 11, 28). Те, кто имеет твердую веру, почти всегда получают просимое у Господа. «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8, 2). В этих словах множество твердой, крепкой веры в Промысл Божий. Подобную веру мы видим и у Евангельского сотника (Мф. 8, 5-8). Он верит, что Христос может исцелить его слугу заочно, одним словом, и Господь, видя его внутреннюю, искреннюю веру, исцеляет его слугу даже без исповедания веры. Сотник говорит: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8) — это выражение глубокой и живой веры. Указывая на силу живой непоколебимой веры и необходимость ее, Христос говорит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23).

О мертвой вере

Кроме живой и искренней веры, есть мертвая вера, т. е. такая, когда верующий человек поступает не по воле Божией, а по собственной воле. Такой человек с мертвой верой не сможет приобрести вечное блаженство. Его свободная воля, воля, которая делает все не так, как желает Господь, не способна помочь человеку приблизиться к Богу.
Есть еще слабая вера, т.е. такая, которая недостаточно тверда. Такая вера наблюдалась у апостолов при жизни Спасителя. Постоянно видя чудеса, совершаемые Господом, они все же не имели крепкой веры, почему и Господь им говорил, что они не могут творить чудес по неверию их.
Евангельская истинная вера должна обладать разумностью, твердостью, терпеливостью, дерзновением, соединенным с сознанием собственного недостоинства. Такой верой обладали: кровоточивая женщина (Мф. 9, 22), Вартимей, сын Тимеев (Мк. 10, 46-52), хананеянка (Мф. 15, 22). Такая вера приводит человека к спасению. Такая вера творит чудеса. Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Множество чудес совершалось по такой истинной вере. Совершаются они и в наши дни, но мы по нашему невниманию их не замечаем.
Итак, верующему все возможно. Вера для христианина является основным источником всех действий, поступков, желаний и мыслей. Вера, которая подтверждена делами доброй христианской жизни, приближает человека к Богу, делает его истинным христианином.
Все люди призываются к вере. Призвание к вере заключается в самом духе нашем, в сердце и в нашей природе. Исповедание апостола Павла: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20) — должно быть и нашим исповеданием. Верой мы можем оправдаться (Гал. 3, 24), а без истинной веры невозможно угодить Богу. Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Две стороны веры

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Вера двояка». Есть «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера усовершенствует человека через исполнение заповедей Христовых. Верующий человек живет благочестиво, соблюдает все заповеди. Эта вера живая и примеры такой веры мы находим в Священном Писании. Например, «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6), он поверил с надеждою и поэтому сделался отцом многих. Удивительную веру показал праведный Иов, который сказал: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). Замечательным примером для нас служит ответ Спасителю Евангельского сотника: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 8-10). Кровоточивая жена проявила необыкновенную веру, когда подумала про себя: «если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 21-22). Спаситель спрашивает у слепых: «веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 28-29). А хананеянке Господь говорит: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 28).
Все ученики Господа нашего Иисуса Христа, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, и будучи свидетелями воскресения Его, имели великую веру в Господа. А как верили в Спасителя святые мученики, преподобные и все святые! Они не жалели и самой жизни своей ради Господа, зная что Он действительно истинный Бог, дающий жизнь вечную.
«Везде нам нужна вера, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — вера — мать всех благ, она есть врачевство ко спасению». «Верою приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его», — продолжает святитель. А Великий учитель нашей Церкви святитель Василий говорит: «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа». Митрополит Московский Святой Филарет так пишет: «Душа без веры есть сосуд, запертый для благодати, а душа верующая — открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. Закоснелый в неверии ум, как ночная птица, видит только во тьме неверия, любит только свои грезы, и убегает от света истины, который жжет ему глаза». Многие святые учили, что без веры невозможно делать добрые дела. И что ничто не является столь нужным человеку, как вера. Ибо от веры зависит и блаженство будущей жизни, благополучие и благосостояние настоящей жизни. Митрополит Московский Макарий говорит: «Общество людей без веры в Бога и бессмертие души — это почти стадо диких зверей, хотя одаренных разумом, но которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга».
Вера имеет и дает человеку величайшую силу. Например, новомученики Российские, имея веру в Господа Иисуса Христа, не жалели и самой жизни ради Него. Они подражали древним мученикам. Так, в житии священномученика Власия есть рассказ о том, как он ответил мучителю: «мучь тело мое, как хочешь, в твоей власти это; над душой же моею властен Бог». «А если я брошу тебя в озеро, спасет ли тебя твой Христос?», — спросил мучитель. «Я верю и надеюсь, — отвечал исповедник, — что Иисус Христос, Бог мой, окажет мне Свою дивную помощь и на водах». Мучитель повелел бросить святого Власия в озеро. Но он пошел по воде, как по суше. На средине озера сказал воинам-мучителям: «покажите теперь и вы силу богов своих и идите сюда». Шестьдесят восемь воинов призвали своих идолов-богов и бросились в озеро, но все потонули. Считая виновником их смерти святого Власия, правитель приказал отрубить ему голову.
И чем сильнее бывает в человеке вера, как разумное убеждение, тем сильнее бывают в сердце его религиозные чувствования.

Предмет веры

Христианская вера есть знание духовное по своему предмету. Предметом веры является мир духовный — Сам Бог, Который есть Дух (Ин. 4, 24), ангелы, душа человеческая, все прошедшее, и все будущее. Апостол Павел определяет веру, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), т.е. как умственное представление о предметах мира невидимого, духовного. Но христианская вера иногда берет предметом для себя и что-либо видимое. И это видимое берется и рассматривается в отношении к невидимому, духовному. Например, видимая природа — это предмет для исследования наук естественных, в христианской вере рассматривается в отношении к невидимой своей первопричине — учение о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Или, например, история Церкви, совершаемая под влиянием сверхъестественных духовных начал христианства — благодати и истины, «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).
Вера есть знание духовное, доверие к сообщениям Божественного Откровения и опытное ощущение Бога чистым сердцем через святые таинства. Господь говорит: «блаженны не Видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).
В религии вера составляет важный элемент, тек что самый термин «вера» часто является синонимом слова религия. Например, "Православный Катехизис" — есть наставление в православной христианской вере. Но на самом деле вера есть только один из видов знания. Это умственное делание человека. Вера есть познание истины, верного, неложного, это высшая ступень знания. Когда люди говорят: «я уверен в известном научном положении», то это то же самое, что мы сказали выше. Вера есть познание истины. Вера, конечно, положительно влияет на сердце человека и на его умозрения. Вера также дает ответы на философские вопросы, например, о первопричине мира, и на многие другие. Но вера часто переходит в область сердца. Например, если человек верует, что есть Бог, и что Он Всеправедный Судия, то такое верование возбуждает в сердце его чувство страха Божия. Если человек верует, что Бог есть Существо Всеблагое, что Он возлюбил мир и эта любовь понудила Его послать в мир Сына Своего Единородного, Который совершил спасение человеческого рода, то в сердце появляется чувство надежды. Вера — есть фундамент, опора и основа для надежды. Надежда наша — Господь наш Иисус Христос.
Преподобный Исаак Сирин говорит: «Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное»; «Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры».
Вера есть как метод знания и как само знание. Вот почему Господь называет блаженными, т. е. счастливыми тех людей, которые достигают полной христианской уверенности в том, чего очами не видят, но верой видят. Христиане веруют во Христа, они уверены в том, что Он приходил на землю для спасения людей, но веруют, не видевши Христа, а, веруя, любят Его. «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1, 8). «Ибо мы. — говорит апостол Павел, — ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5, 7). Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его. Как можно умом познать Воскресение? Или Рождение Господа нашего Иисуса Христа? Вера открывает нам Боговоплощение Спасителя. Она открывает нам Бога Троицу. Умом постичь невозможно, как Бог един естеством, но Троичен в Лицах, веруем этому.
В этих и многих других тайнах разум наш должен последовать вере, а не вера разуму. Познание тайн не от разума зависит, а от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Познание Бога зависит от веры и является плодом веры. Предметом веры является все невидимое нами, все недоступное нашим глазам. Прежде всего предметом веры является Святая Троица и Ее действия по отношению к человечеству. Предметом веры является и душа человека, Ангельский мир, Царство славы и даже Царство благодати, т.е. Церковь Христова, в которой действует невидимо для нас, но осязаемо для сердца и души, благодать Святого Духа.
Великомученик Прокопий, укрепляемый верой, совершил много побед.
Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань против сарацин, явился кристалловидный крест, и от него Прокопий услышал голос: «Аз есмь Распятый Иисус, Сын Божий». Этим видением Прокопий уже совершенно утвердился в христианской вере и, войдя в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху «Эммануил», а по сторонам «Михаил» и «Гавриил», Когда крест был сделан, Прокопий с благоговением облобызал его и затем смело пошел на врагов. Он пришел к Иерусалиму и там напал на сарацин, одержал над ними много побед и пленил многих. Так живая вера и живое упование на Бога перед выступлением на брань принесли обильный плод. (Прот. В. Гурьеву Пролог. С. 805).

Вера спасительная

Предложу самому себе такой вопрос: можно ли грешному человеку тотчас сделаться святым и иметь место со святыми? Ведь Давид говорит: «Далеко от нечестивых спасение» (Пс. 118, 135). Пока я буду искать ответа на этот вопрос, предложу вам Послание апостола Павла к евреям. Он, изливая в главе одиннадцатой все свое боговдохновенное и благоразумное исповедание святой веры, называет ее прежде всего священником, иереем, ибо ради нее Бог принял Авелевы жертвы. Вера — это молодость без старости, ибо Енох, восхищенный ею, до сих пор живет и не состарился. Вера есть ковчег, в котором спасся Ной. Вера есть материнство, ибо верою Сарра родила Исаака. Вера есть и живая, бескровная жертва, ибо верою Авраам принес сына своего Исаака живым в жертву, не пролив крови его, и была для него вера ножнами для ножа, которым он хотел заколоть своего сына. Вера есть око умное, ибо знает, как нужно благословить Иакова и как Исава. Вера — пророк, ибо ею Иосиф предсказал освобождение израильтян из Египта. В Моисее была вера в страх и бич на фараона и весь Египет. Вера — дно морское, проведшее Израиль по суху. В Иисусе Навине вера — штурм, ломающий стены Иерихонские. О как много великих похвал святой вере написал апостол! Посмотрим же еще со вниманием, как апостол заканчивает свои похвалы: «Верою Раав блудница... не погибла» (Евр. 11, 31), ибо вера, говорит он, есть единственное спасение грешнику или грешнице.
Кто-нибудь здесь мог бы сказать святому Павлу: "Святой Павел! Не изнемог ли ты, написав похвалу вере? Посмотри, хорошо ли ты пишешь и говоришь, когда окаянную, нечистую блудницу приравнял верному Авелю, чистому Еноху, богоугодному Ною, достойным патриархам Аврааму, Исааку и Иакову и прочим святым праотцам? Неужели ты не мог пропустить ее, не вспоминать, не сравнивать с такими великими святыми, не полагать в один лик, в одно число блудницу и Божиих угодников?
Павел же святой, изрекший, что «верою Раав блудница... не погибла», то как бы удивляясь, то радуясь и торжествуя о спасении грешницы, присоединяет и такие слова: «И что еще скажу?» (Евр. 11, 32), то есть что можно сказать больше? Что может быть удивительнее и славнее того, что и блудница среди святых, нечистая причтена к чистым, враждующая с Богом — к числу угодников Божиих?

Вера бытовая

Имея твердую веру, авва Коприй сделал плодородным песок.
Авва Коприй поведал: «Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: «Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод». Они немедленно набрали вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли песок на полях вместе с хлебом, и земля их стала плодороднее всякой земли в Египте. Таким образом, привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой». (13, С. 176).
Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом, о чем Пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Мне в верности и ты познаешь Господа» (Ос. 2, 20). И апостол вторит: «Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11, 2). Ради этого Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, избавляет ее от духовных бедствий -проклятия, осуждения, смерти и всякого духовного неблагополучия. И вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и Вечную Жизнь. Об этом говорит апостол: Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). Эту верную душу — как жену, сняв с нее разодранное рубище и омыв от нечистоты, — облекает Он в чистую багряницу Своей правды, чтобы перед очами Его и Его Небесного Отца она явилась чистой, как царская дочь, духовно украшенной — «в испещренной одежде» (Пс. 44, 15). И святой пророк, духом радуясь этому, восклицает: «Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждой правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61, 10). (Святитель Тихон Задонский).
[Вера] приближает человека к Богу и усвояет человека Богу. Она поставляет человека пред лицо Божие и поставит Его в последний день жизни этого мира — в начале вечного дня — одесную Престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствования Богу (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Душа без веры — сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая — открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. (Святитель Филарет, Митрополит Московский).
Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. ...Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединяться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше. (Святитель Василий Великий).
Рассуждая об этом, блаженный Феодорит говорит: «Поистине удивительно это апостольское слово, которым он иноплеменную блудную жену приравнял Моисею, Аврааму и прочим святым, чтобы показать силу веры. Весьма дивно, — говорит он, — что блудница имеет равную похвалу со святыми.
Слушай же это, всякий грешник, и уповай! Вот твердая надежда на милость Божию для грешника, восстающего от грехов!
Тотчас отбрось грех, сломай твой злой обычай, попри ногами греховные страсти, восстань покаянием, обратись к Богу, начни каяться, начни тотчас же, не откладывая. Тогда сам апостол Павел поставит тебя наравне с великими святыми, как Раав блудницу поставил с Моисеем, Авраамом и прочими».
Вот я уже ответил и отвечаю на предложенный вопрос: «можно ли грешнику быть святым и иметь место со святыми?» «Далеко от нечестивых спасение», далеко от грешников не кающихся, а от тех, которые истинно каются, от них спасение близко: «Близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144, 18), ко всем призывающим истинно. Таких мы дерзновенно можем написать между святыми и назвать их новыми святыми. (Святитель Димитрий Ростовский).

Что требуется от человека, чтобы приобрести веру спасительную

Все добрые немощные человеческие дела, нисходившие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верой в Господа нашего Иисуса Христа. (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа нашего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого вера крепкая, тому подается и великая благодать, у кого мало веры — мало и благодати. Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел — проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Ибо для оживотворения необходима сила, обладая которой, можно это совершать.
Страшитесь отступления от веры, как начала всех зол... тот, кто верует в Господа, «как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» (Пс. 124, 1). Твердое основание всех святых — вера: ею они заключали уста львов и угашали пламень огненный. (Преподобный Антоний Великий).
Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан, — говорится в Писании, — был «исполнен веры и силы» (Деян. 6, 8).
Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера — начало благ, вера — источник благ. Прими же это оружие спасения. (Святитель Иоанн Златоуст).
Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера — эта сила духовного зрения — не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, вездесущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Апостол Павел говорит: «Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22): то есть чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей, еще не уверовавших, чтобы через дарование знания языка преподать им наставление в вере и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры. Но для тех, которые уже уверовали, это знамение не нужно. По мере того как Божественная вера распространялась на земле, чудесное дарование языков сокращалось. И, следовательно, исчезновение этого дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды в нем. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). (Филарет, Митрополит Московский).
Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено (Преподобный Симеон Новый Богослов).
По мере веры мы получаем и помощь на творение воли Христовой. Творящий заповеди Христовы мерою исполнения их показывает и меру своей веры, потому что по мере веры посылается и благодать, дающая силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них (60, 265).
Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и славное, исповедуя, что Он один — Владыка, Господь и Творец всяческих, и что Он бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизречен. Кто это знает и верует... тому как можно не предать себя на подвиги [благоугождения] Ему в жертву, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть, если не сыном Его и наследником, то хоть одним из верных рабов, стоящих близ Него. (Преподобный Симеон Новый Богослов).
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет: а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Истинность веры должен доказать нам образ нашей жизни. Мы только тогда можем быть истинно верующими, когда на деле исполняем данное при Крещении обещание отречься от сатаны и всех дел его и всего служения его. А потому каждый из вас пусть обратит пристальное внимание на самого себя. Если кто после Крещения сохранил все обещания, тот истинно верующий. А если кто не соблюдает своего обещания, обратился на дела беззаконные и сердцем устремился к удовольствиям мира, тот должен оплакивать свои согрешения. Ибо Премилосердный Господь приемлет в число верующих и того, кто обращается от пути заблуждения к истине. Он, принимая всех истинно кающихся, сглаживает Своим милосердием всякое наше беззаконие. (Святитель Григорий Двоеслов).
Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, Который есть «истинная виноградная лоза» (Ин. 15, 1), и с истинными христианами, которые есть члены Тела Его (Еф. 5, 30). Он чужд и надежды на Вечную Жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. «Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет. (Святитель Тихон Задонский).
Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью.
Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры легко обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Вера есть готовность умереть ради Христа за Его заповедь, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; готовность нищету вменять в богатство, безвестность и ничтожество — в истинную славу и знаменитость; уверенность, в то время как ничего не имеешь, — что всем обладаешь. Особенно же вера есть стяжание неисследимого богатства познания Христа и способность смотреть на все видимое, как на прах или дым.
Вера во Христа — не только пренебрежение к удовольствиям жизни, но и терпеливое и благодушное терпение всякого искушения, печалей, скорбей и неприятных случайностей, пока Бог не благоволит призреть на нас. (Преподобной Симеон Новый Богослов).



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru