АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


Свойства христианской веры, вера по учению Евангелия

Hosted by uCoz

Вера христианская приобретается через евангельскую проповедь. Апостол Павел говорит «как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14). Как учил о Себе Христос Спаситель, так потом учили о Нем и ученики Его, которым Он сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15-16). Здесь усматривается внутреннее существо веры, ее происхождение, возникновение. Немалую роль играет в принятии веры в сердце человека благодать Божия. Апостол Павел говорит: «Ибо благодатию вы спасены через веру и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8).

Вера сердечная

Сила сердечной веры состоит в том, что сердце на всякий вопрос и без всякого размышления отвечает: «Так повелел Бог». «Живя нравственно чисто, человек освобождает Свою душу от Соблазнов и очищает свое сердце — это способствует человеку крепко верить несмотря на противоречия рассудка. Такой человек слышит: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Апостол Павел советует содержать таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9), то есть чистосердечно, по своей совести этому верите. Господь ведь говорит, что только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). «Ибо, если устами Твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9) В сущности, все от веры сердечной, ибо сердечное исповедание сильнее и более приемлемо: "Сердцем веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению» (Рим. 10, 10).

О вере живой и деятельной

Святой Тихон Задонский говорит: «Вера должна быть живая и сердечная, ибо. без той человеку спастись невозможно. Живую веру нужно показать делами нашими».
Живой вере противопоставляется мертвая вера, о которой упоминает ап. Иаков: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Живая вера проявляется в делании, в исполнении заповедей Божиих. А мертвая вера — в неисполнении.

О вере твердой и постоянной

Твердую веру показывает женщина кровоточивая, которая говорила сама себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9, 21), что и совершает. Получив исцеление, она слышит: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 22).
Твердость веры показывает апостол Петр, которому Господь сказал: «Ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Вера Петра была крепкая, как камень твердая. Для приобретения твердой и постоянной веры необходимо быть в живом союзе со святой Церковью. Святой Феофан говорит: «Обязанность всякого христианина веровать так, как верует вся Церковь от начала ее и доселе ...» Чтобы укрепиться в твердой вере и пребыть я ней постоянными, необходимо питать свою душу словом Божиим и просвещаться Учением святой Церкви.
Имея непоколебимую веру, Патриарх Иоаким передвинул гору и, выпив смертоносный яд, остался жив.
В Египте свирепствовала ужасная чума, этой смертельной язвой были поражены Мисир и его окрестности. Один из еврейских врачей, отъявленный враг христиан, распустил молву, что виной постигшего всех несчастья являются христиане, ибо они, говорил еврей, опускают в воду крест, что и стало причиной болезни. Эта клевета на христиан распространилась всюду и, наконец, стала известна египетскому султану. Хотя султан и был мусульманин, но весьма любил и почитал святого Патриарха Иоакима сколько за его добродетель, столько за мудрость и благоразумие, а потому донесение врагов Креста Христова на христиан оставил без внимания. Окаянный еврей, видя, что не достиг своей цели, выдумал на христиан новую клевету. Верховный визирь был природный еврей. Этого-то царева любимца еврей-врач избрал орудием своей злобы против христиан. Визирь успел довести султана до того, что тот, несмотря на свое уважение к Патриарху, потребовал его в диван (верховное судилище) для личных объяснений в возводимой на христиан клевете. Патриарх явился на суд. Султан сначала вел с ним длинную беседу о вере и, наконец, видя, что он убедительно, с ясными доказательствами оправдал христианскую веру и уничтожил доводы ислама, приказал ему, в оправдание евангельских слов, сдвинуть с места гору, что по соседству с Мисиром. Святейший Патриарх не поколебался в духе веры. Испросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвой умилостивлял Господа и просил, да не посрамит их на виду неверных и да не похулится ими святое имя Его. В назначенное время, при стечении множества народа, Патриарх во имя Христово сказал горе, чтоб она сдвинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила свое место. Остановленная, наконец, тем же именем Христовым, она и поныне называется по-турецки Дур-даго, что значит «встань-гора». Это чудо поразило нечестивых. Не зная, чем поколебать силу Христовой веры, враги ее приготовили смертоносный яд и убедили царя, чтобы он повелел Патриарху выпить его, ибо Христос, говорили они, сказал в Евангелии: «…Если что смертоносное выпьют, не повредит им…» (Мк. 16, 18), Султан и это принял и приказал подать Патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, Патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил. Напрасно ожидали, что он тотчас умрет Патриарх остался совершенно невредим. После этого, ополоснув стакан водой, он попросил, чтобы эту воду выпил еврей. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Итак, еврей выпил воду и в то же мгновение умер. Пораженный такими чудесами, султан приказал обезглавить визиря, а на прочих евреев наложил пеню, чтобы на эти средства были сделаны водопроводы из Нила к Мисиру, а святого Патриарха превознес почестями. (Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 69).

Есть грехи против веры

Грехи против веры выражаются в различных суевериях, в холодности и равнодушии к вере, в сомнении, в богоотступничестве и неверии. Вера не должна быть в противоречии с разумом. Суеверие — есть тщетная неразумная вера. Она может выражаться в идолопоклонстве (Рим. 1, 25), гадании, ворожбе, волшебстве или магии, в вере в привидения. Все виды суеверия оказывают вредное влияние на нравственную жизнь, так как здесь смешиваются высокие истины и правила христианской жизни с человеческими вымыслами и нередко вызывают религиозную ненависть и фанатизм. Вероотступничество, в собственном смысле, является особым видом веры, или, лучше сказать, неверием.
Этот грех еще может называться окамененным нечувствием. Богоотступничество или атеизм есть измена вере. Апостол Павел говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13). К сожалению, мы все маловерны. В жизни нас колеблют сомнения. И мы страшимся подвигов исповедания веры. Христос со скорбью поведал Своим ученикам: «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8).
Сущность веры выражена в словах Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Вера проявляется и обнаруживается в жизни в словах и делах любви, как вера, «действующая любовью» (Гал. 5, 6).
Вера не просто размышление о Боге или некоторое временное служение Ему. «Вера не только образ и способ Богопознания и Богопочтения, но она — всецелое бытие и жизнь человека в Боге. Ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян. 17, 28).
Вера во Христа Спасителя — это божественный пламень, который охватывает всю душу до самых ее глубин, оживляет, окрыляет и возвышает человека.
Сущность христианской веры есть Иисус Христос и христианство — это учение о лице Иисуса Христа и Его делах. Сущность веры христианской заключается в уверенности существования невидимого мира.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru