АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


Вера как семя надежды, любви, терпения, молитвы, смирения, страха Божия

Hosted by uCoz

Испытав, имеет ли израненный послушник веру во Всемогущество Божие, соловецкий старец Наум исцелил его.
Соловецкий послушник М. (впоследствии иеромонах) во дни новоначалия, исправляя послушание на скитском дворе, был сильно изувечен дикой коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии он, прежде врачевания, пошел к старцу Науму и лишь только вступил в коридор, где находилась келия старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил послушника:
«Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?» На утвердительный ответ опять спросил: «Твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного?» После вторичного подтверждения Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: «Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа». Послушник выпил. - «Пей еще». Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря: «Не могу больше пить». Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав: «Во имя Святой Троицы будь здоров». Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своему делу. (Соловецкий патерик, С. 170).
Вера в Бога сродни нашей душе. Она есть внутреннее бессознательное инстинктивное ощущение Божества. Вера в Бога - неотъемлемое достояние человеческой природы. Она обычно проявляется в делах, в жизни человека. Вера, не сопровождаемая делами, называется святым апостолом Иаковом мёртвою верою и уподобляется вере бесовской, которые веруют и трепещут Бога. «Какая польза...» (Иак. 2, 14-16). Для полноты духовной жизни необходимы вера и добрые дела.
Слабые в вере и грешники в полном смысле есть рабы диавола.
Вера есть матерь всякого доброго дела, и ею человек достигает намеченной цели, вечной жизни. Ибо вера делает того, кто обращается к ней, небесным гражданином. Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь.
Верить во Христа - дело немаловажное. Плод нашей христианской веры есть здравие души. И вера делает верующего небесным гражданином. Священное Писание свидетельствует, что нет другого способа к получению вечного спасения, кроме искренней живой веры в Бога (Деян. 4, 11-12).
Ветхозаветная вера была от начала мира, и она была в грядущего Христа, а Новозаветная, т. е. наша вера, есть вера в пришедшего Господа нашего Иисуса Христа. Этой верой мы избавляемся от грехов наших, гнева, клятвы, власти диавола, вечного осуждения и вечного мучения. Вера низводит на нас милость Божию, благословение Божие. Именно через веру во Христа верующий приходит к Отцу Небесному. Без Христа Спасителя никто не может придти ко Отцу. Христос говорит «Никто не может придти ко Отцу, как только Мною» (Ин. 14, 6). Верующий в Сына - верует и в Отца, пославшего Его. Вера наша таинственно соединяет душу человека со Христом, а через Него и с Отцом.
Человек, потерявший веру во Христа, теряет и Самого Бога и всякие блага. Он теряет и любовь, а вместо потерянной веры приобретает похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую.
Поэтому, думаю, что самая страшная потеря у человека происходит тогда, когда он теряет веру в Бога. А вера есть сердечное упование на Бога, вера есть то, чего умом не постигаем. Познание Бога зависит не от разума, а от веры. Кто приобрёл веру во Христа, тот приобрёл доброту и красоту душевную. Потому что вера как светильник в доме. Когда лампочка горит, всё вокруг видно, когда в душе есть вера, человек видит Невидимого Бога.
Кроме того через веру во Христа подаются верующим великие дары. Подаётся верующему прощение грехов, оправдание, благодать Святого Духа, знание Бога. Дарами веры были награждены мытарь, оправданный более, нежели фарисей, блудница услышала: «отпущаются тебе грехи», разбойник услышал: «днесь будешь со Мною в раю», слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, прокаженные очищались, больные получали исцеление, беснующиеся - освобождение. Все люди, которые верили, получали по вере всё просимое от Бога. Истинная вера во Христа подаёт душе утешение, восполняет недостаток разума, подаёт радость, благодарность и любовь, смирение, страх Божий и, особенно, важнейшую добродетель - молитву, переходящую в надежду вечной жизни.
Вера христианская подобна корню дерева. Какой корень, такое и дерево, и какая вера в человеке, такой и сам человек. Как у дерева, чем больше корень углубляется и расширяется, тем больше дерево растёт, крепнет и приносит прекрасные плоды. Так и вера в человеке, если она глубокая, живая, искренняя, тем более человек духовно вырастает, приближается к Богу и приносит многие духовные плоды. Таких людей обычно называют великими, святыми. Наличие или отсутствие веры определяет положение человека в будущей жизни. Именно оскудение веры в человеке приводит к падению духовной жизни. Ведь вера есть мать добрых дел. Именно вера учит человека, что всё, и жизнь, и все благодеяния подаются человеку Богом. Вера внушает совести - не грешить, она понуждает делать, совершать в жизни добрые дела. Вера есть матерь послушания и добрых дел, а неверие, соответственно, есть корень непослушания, злых дел и грехов.
Всем нам нужно знать, говорит святитель Тихон Задонский, что: «вера есть корень благочестия и источник, от которого, как ручьи, добрые дела проистекают; от веры страх Божий, презрение мира, умерщвление плоти со страстьми и похотьми, отречение самого себе, т.е. гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролюбия и прочих недугов, любовь к Богу и ближнему». Вера обновляет человека, делает его милостивым, терпеливым, кротким. Апостол Павел говорит: «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема» (Гал. 5, 6). Апостол Иаков говорит: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Она проявляется в наших добрых делах, в христианской жизни. Потому что «как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Душа человека жива, пока есть вера, а вера действенна, пока есть дела. Вера живая делает верующего истинным христианином. Вера живая делами добрыми определяется.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru