АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


Вера, переходящая в верность

Hosted by uCoz

Вера — это не мировоззрение. Вера — это доверие, верность. Вера — это результат того, что через доверие Богу и верность Ему мы познаем Его, делаемся уже способными о Нем что-то сказать. Вера врожденна в нашу душу. Она есть внутреннее бессознательное ощущение Бога.
Отцом верующих назван Авраам и в его жизни видно неограниченное доверие Богу и из доверия к Богу рождалось общением с Ним, а из общения появлялось знание о Боге Авраам верил не в что-то, а в Кого-то -это существо веры и эта вера перешла в доверие. Ибо Бог ему говорит: «пойди из земли твоей, от родства твоего и У из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1). Бог ему ничего не обещает. Но Авраам, знает, что с ним говорит Бог. Он ищет и делает, как ему говорит Господь. Дальше, приходит, куда ему указывает Бог. Господь обещает ему сына, который будет началом великого и многочисленного народа.
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах, действиях, и всем сердцем принимать откровенное Его слово о спасении рода человеческого. Вера состоит в живом убеждении нашего сердца, которое направляет наши мысли, наши чувства, наши желания, является руководящей силой нашей земной жизни. Наша вера открывает нам и убеждает нас, что Существо Божие, наш Бог открылся миру в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Но вера наша открывает нам то, что это не три Бога, а один Бог в трех Лицах. Наша вера в очень сжатой форме заключена в «Символе веры». Это исповедание веры древней, веры Апостольской, которая распространена по всей вселенной, и которая утвердила всех в добродетелях и благочестии. Вера Евангельская является основанием добродетелей и началом нашего спасения во Христе. Добрые дела наши являются как бы следствием нашей веры. Это плоды веры. Господь говорит: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7, 17). Однако по одним делам нельзя узнать, истинной ли веры человек держится или ложной. При истинной вере и добрых делах — должна быть истинная любовь.
Господь, видя смирение сотника, сказал ему: «Как ты веруешь, да будет тебе» (Лк. 7, 5). Несомненно, что при вере должны быть и добрые дела. Вера проявляется через дела. Вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами, хотя оправдывает человека не закон Моисеев, а вера во Христа. Не одна вера, ибо и бесы веруют и трепещут, но вера, соединенная с делами христианской любви. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показало бы, что человек бездействует, как мертвый. Нельзя спустись без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы идем к Богу. В деле нашего спасения, вера обязательно нужна, но одной веры мало, чтобы спастись. При этом нужно помнить, что богоугодные дела творить без веры невозможно. Но человек оправдывается не только верой, но и делами.
Кто сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, Обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведет такую жизнь, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге. Вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна. На одну веру без совершенствования ее добрыми делами полагаться опасно. Оправдание в таинстве крещения дается только по вере, но оправдание на суде Христовом будет и по делам.
Вера Авраама выразилась во всецелом послушании Богу, в самоотверженном возложении на жертвенник Исаака, сына своего. Блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел, но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были. Наоборот, делами веры человек достигает совершенства.
Спасение совершается не через одно устное исповедание Господа, недостаточно для него и одной бездеятельной веры. Истинная и искренняя вера в Господа всегда свидетельствуется подвигами добродетельной жизни.
Название «вера» имеет не один смысл. Во-первых, вера есть сердечное влечение к Богу, во-вторых, вера светит на нашем жизненном пути. Она согревает нас, как духовное солнце. Вера открывает перед нашими духовными очами небесный, духовный мир. Вера дает нам знание о Боге, как Боге Вечном, Всеблагом, Всемогущем, Вездесущем и Всевидящем. Вера говорит нам о той истине, что сама телесная смерть — это не казнь Божия, а переход из жизни земной в жизнь бесконечную. Вера служит для нас тем духовным солнцем, которое согревает унывающих, скорбящих и спотыкающихся в своих горестях и несчастиях. Чем больше мы приближаемся к Господу, тем Господь нам ближе, но вера должна быть живой, проникающей все наше внутреннее существо, все силы нашего духа так, чтобы первая мысль была о Боге, первое желание сердца было желание быть ближе к Господу, и первым движением воли было стремление исполнить волю Божию.
Мне кажется, что высшая цель христианской жизни состоит в том, чтобы в ней Христос и Его Страдания отобразились в христианских подвигах воздержания, поста и добрых делах по вере, в стяжании благодати Духа Святого.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru