АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


Вера в Бога — великое дело

Hosted by uCoz

Веру в Бога необходимо сочетать с любовию: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем —  Слово Божие говорит, что «праведник от веры жив будет» (Евр. 10, 38). И мы должны веровать в догматы, проповедуемые Евангелием; веровать таинствам, установленным в Церкви Самим Господом; веровать евангельским заповедям, исполнение которых составляет деятельную веру христианина.
На заре истории человечества, после грехопадения прародителей Господь дал обетование: «семя жены сотрет главу змия» - и вера в это обещание сохранялась на протяжении всего Ветхого завета. Она выражалась, в Ное, который устроил ковчег и спасся сам со своим семейством. Вера проявилась в Аврааме, когда он поверил Господу что у неплодной, 90-летней Сарры родится сын, и когда он этого своего возлюбленного сына готов был, по слову Господа, возложить на жертвенник для заклания.
А какая вера была у пророка Даниила, юношей Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в раскаленную пещь Вавилонскую! В огне они ходили невредимыми и прославляли Бога, Которому служили с верой и любовию. А что делала вера пророка Илии! Так, желая отвратить от нечестия израильский народ, он обратился в молитве с великой верою к Богу и сказал: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1) пока я сам не помолюсь Тебе, Господи. И не было дождя три с половиной года, до тех пор, пока Илия не привел к раскаянию свой народ. А пророк Моисей! Когда он вел народ израильский через пустыню и подошел к Красному морю, тогда с верой подняв свой жезл, крестообразно рассек морские воды - и стали они стеною по левую и правую стороны, и дно показалось в море этом, и народ израильский прошел по самому дну, как по суху Много и других чудных дел творили и ныне творят праведники, имеющие живую веру в Истинного Бога.
Господь, желая спасти падшее создание Свое - человека, Сам пришел на землю, «приняв зрак раба», и первыми словами Его проповеди были: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).
Святые отцы дали нам «Символ веры», и мы, каждый день читая эту молитву, совершаем исповедание спасительной нашей веры.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «В догматах - богословие, преподанное Самим Богом. В отвержении догматов - богохульство, называемое неверием; в искажении догматов - богохульство, называемое ересию....
Так важна каждая мысль богопреданных догматов, что святые исповедники, подобно мученикам, запечатлели православное исповедание догматов томительными страданиями и потоками крови.
По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия; все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель, вечная мука в адских пропастях
Смертный грех - неверие: он отвергает единственное средство к спасению - веру во Христа.
Смертный грех - отречение от Христа: он лишает отрекающегося живой веры во Христа, являемой и содержимой исповеданием уст.
Смертный грех - ересь: она содержит в себе богохульство, и делает зараженного ею чуждым истинной веры во Христа.
Смертный грех - отчаяние: он - отвержение деятельной, живой веры во Христа.
Кто ж не верует в Сына Божия? - Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог - чрево, тот, у кого бог - серебро и золото; тот, у кого бог -земная слава; тот, кто почтил земную мудрость, враждебную Богу как бы бога —
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 18-21).
Вера в то, что единственное истинное благо в этой жизни есть следование воле Божией и благоговение перед Его Промыслом - есть вера спасительная. Вера говорит нам, что единственное и истинное добро - это Бог, а единственное зло - это грех, то есть то, что отлучает человека от любви Божией.
Святая Русь с великим усердием ограждала от посяганий иноземцев свою православную веру; мужественные воины не щадили свои жизни, умирая за веру и отечество, как защитники и как мученики. А когда на Руси безбожники разожгли кровопролитную братоубийственную войну, и православную веру из государственной сделали гонимой, тогда сонмы новомучеников встали на защиту православной веры и отречению от Христа предпочли страдания и лютую смерть.
Безбожники взрывали и закрывали храмы, оскверняли святыни и в душах людей старались истребить не только веру, но даже и всякое воспоминание о Боге. Но душа человека по природе - христианка, и веру уничтожить невозможно. Спаситель изрек «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Вот и сейчас, хоть и оскудела вера в народе за годы гонений, но не исчезла, а напротив, за последнее десятилетие в десятки раз возросло число действующих храмов, которые с любовию реставрируются и украшаются обретшими веру людьми и даже немало строится новых храмов. Молитвенный покров наших святых новомучеников невидимо распростерт над нашей многострадальной страной. И нужно дорожить своей Православной верой. Без нее наша страна станет пустой как страны Европы, Америки.
Но и сегодня многие стараются разрушить веру и для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку Однако ответственность за это разрушение несем мы все: не только те, кто вынимает камни и разрушает, но и мы, видящие, как разрушается вера, и те, кто не прилагает силы, чтобы ее укрепить. Толкающий ближнего на зло даст Богу ответ. Но отвечать будет и тот, кто в это время находился рядом, видел, как обижают ближнего и не вступился за него.
Имея живую веру наши предки особо хранили землю Русскую. Вера была в основе их жизни. Если мы возьмем только одного Великого святого Русской земли - преп. Сергия Радонежского и его учеников - то увидим, что при их жизни было основано 70 монастырей. Верою, молитвою и трудом созидалась наша Родина, Российская земля. И мы сегодня должны не только веровать но и любить. Любить неоценимое для нас богатство, сокровище нашей веры - Господа нашего Иисуса Христа. Жизнью испытываем нашу веру, исповедуем ее делами, веровать будем с благоговением, веровать будем с сокрушением духа. Господь видит каждого из нас, Он видит глубокая ли вера в Него или малая. Он видит, кто благодарит Его за радость и за скорби. Нам нужно быть верными и верующими в Бога. Наша твердая православная вера спасет нас. Будем помнить слова: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем —
Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Кто владеет пятью чувствами, тот владеет всем миром —  Потому что он в жестокой борьбе покоряет их Тому, Кто создал мир - Творцу времени и вечности. Это тоже присуще вере. Верующий человек чувствует глубокую тоску, когда мир пленяет его сетью его же страстей. А у неверующих эта тоска проявляется в глухой злобе, недовольстве, скуке, которые они стараются заглушить, как вином, потоком внешних впечатлений, телесными и душевными наслаждениями.
О, как было бы хорошо, если бы открылись глаза нашего народа, которые увидели бы развратителя веры и перестали бы слушаться его.
Господь позаботится о Своем творении, только бы сам человек веровал и соблюдал Его заповеди. «Если любите Меня, соблюдите заповеди. ... Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14; 15 и 12). Вера в Бога - великое дело.
Вообще надо сказать, что обычно знание имеет в своем основании веру: все человеческие убеждения, мировоззрения и различная деятельность, житейские и научные знания, философские системы и религиозные исповедания утверждаются, прежде всего, на вере. Вера предшествует всякому рассуждению и всякой мысли. Вообще, вера сопровождает каждый шаг человека, всю его жизнь и все его дела. Она имеет всеобщность даже во внешнем, видимом, физическом мире. Вера присуща каждому, и она может многое.
Вера в отрыве от жизни бесполезна и теряет свой смысл. Точно также жизнь без веры суха и лишена смысла, конечной цели.
Православная вера - истинная вера по истории, по самому существу. Хочется привести слова из послания восточных патриархов, в котором говорится: «Веруем, что человек оправдывается не только одной верою, но верою, споспешествуемой любовию, то есть через веру и дела. Не вера, вернее, не признак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе. Вера приводит нас к любви во Христе. Вера приводит к любви, в которой - сущность вечной жизни, в любви человеку открывается еще здесь, на земле, вечное блаженство. По переходе же в будущий мир вера превращается в видение, а любовь, связавшая человека с Богом, продолжается в вечности —
В природе существует закон притяжения. В духовном мире есть закон духовного, сердечного и нравственного притяжения, исходящий от Великого Солнца всей Вселенной - от Бога. Древний мудрец Лютард пишет: «Как железо стремится к магниту, как реки изливаются в море, как камень притягивается к земле, так и душа притягивается к Богу, к своему первоисточнику и отечеству. Притяжение предметов можно задержать, но нельзя уничтожить закон притяжения. Душе и ее стремлению также можно положить известную преграду и задержать его, но нельзя совсем уничтожить в сердце влечения к Богу, которое остается законом нашего существа —  Вера - дело не внешнего доказательства, а глубокое внутреннее убеждение. Только в вере можно найти полное удовлетворение запросам нашего духа и получить ответы на некоторые волнующие нас вопросы.
«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17); «слушай Евангелие, - поучает святитель Игнатий Брянчанинов, - говорящее тебе, и святых Отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера, которая потребует от тебя исполнения евангельских заповедей, за это исполнение наградит надеждою несомненного спасения. Она соделает тебя на земле последователем Христовым, сонаследником Ему на небе. Аминь».



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru