АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002


что мы знаем о боге?

Hosted by uCoz

Для одних людей вопрос совсем простой и они отвечают на него своей жизнью. Они видят Бога в Его творении, они видят Его в себе, в других людях, в окружающем мире. Эти люди видят Его в Священном предании, в Священном Писании, в Великой истории Церкви. Они просто слушаются Его, исполняя Его повеления. Цель нашего труда не доказательство бытия Бога, а раскрытие того, что мы знаем о Нем, что знает о Нем наша душа, наше сердце. Он наш Отец и Создатель, но об Отце дети должны знать, по крайней мере, если не все, то хотя бы то, что могут знать. Тем более, что такую возможность — что-либо знать о Нем, — Он дает нам Сам. При этом мы имеем множество свидетельств, которые красноречиво говорят о Нем.
Его же Творение показывает нам Бога как Творца всего.
Окружающий нас мир убеждает нас, что все, что существует, имеет свою причину, каждая вещь имеет основание в другой, настоящее состояние в предыдущем. Всеобщей первопричиной для всякого бытия и является Бог.
Вся внешняя природа говорит нам о том, что все в ней, от громадных небесных тел до самого малого насекомого листика, все это устроено в дивном порядке и все подчиняется своим особым законам. Во всём мире существуют красота и гармония. Во всём видны Великие Свойства Божии.
Красоту и гармонию, которые оставил на всем Премудрый Господь, особенно можно увидеть в человеке, в его душе и ее силах, чувствах, разуме, воле, совести, свободе и бессмертии. Всю эту красоту и гармонию, нравственный закон в человека вложил, естественно, его Творец.
Окружающая природа и душа человека, сам человек являются как бы книгою, в которой написано о Боге все, от Которого все получило начало своего бытия, Которым все живет, движется и существует. Пророк Давид говорит: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Душа наша также говорит о Боге (Рим. 2, 15). Свидетельством Бога может служить история всех народов, которым Бог положил определенные времена и пределы обитания (Деян. 17, 26). Это естественные пути и способы, открывающие нам Бога и Его Существо (Рим. 1, 19-20; 2, 15).

Сверхъестественное Откровение.

Есть другой, более возвышенный путь познания Бога — сверхъестественный. Бог открыл уже согрешившему человечеству всё, что оно не видело или не осознавало, но что было необходимо для спасения человечества.
Господь дал человечеству сверхъестественное откровение через ветхозаветных праведников, патриархов, пророков. А в полноте и совершенстве принес на землю откровение Божие, Воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его через Своих учеников и апостолов. Об этом говорит апостол Павел: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1-2).
Содержанием сверхъестественного откровения является собрание истин, необходимых человеку для богопознания и указание способов и средств для богоугождения. Целью же Сверхъестественного Откровения является спасение людей во Христе Иисусе. Эту же цель назвал Спаситель, когда посылал Своих учеников на проповедь, говоря: «Идите по всему миру и проповедуйте всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15-16). Откровение необходимо в духовной жизни человека, ибо оно дает знание о Боге, о начале мира, о происхождении зла на земле, о загробной жизни и раскрывает многие вопросы. Эти сверхъестественные откровения сохраняются и распространяются посредством Священного Писания и Священного предания. Это два главнейших источника Богопознания. Священное Писание — это вся Боговдохновенная Библия, а Священное предание — это то, что из поколения в поколение передавали словом или примером жизни учение Церкви, Закон Божий, таинства, обряды. Священное предание более древнее, чем Священное Писание, более важное. Об этом говорит само Священное Писание: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25), — и еще: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Сол. 3, 6).
Священное предание дает нам разъяснение о Священном Писании, подводит нас к пониманию Его. Священным преданием пользуются даже не умеющие читать и писать. Святой Василий Великий говорит: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне и те и другие имеют единую и ту же силу для благочестия».
Говоря о том, что мы знаем о Боге, что мы можем знать о Боге, прежде всего мы должны сознавать и всегда помнить, что Он непостижим в Своем Существе, что мы можем знать о Нем очень мало, видим сейчас Его, как говорит апостол Павел: «Как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). И это немного открыто нам Его же любовью через Священное Писание и предание.
Непостижимость Божия — это одно из свойств Божиих. Однако Бог открывает Себя миру в той степени, в которой это необходимо для спасения человечества. Поэтому апостол Павел говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11).
На африканском берегу, в городе Иппоне, блаж. Августин написал свою глубокомысленную книгу о Пресвятой Троице. Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для прогулки. Наслаждаясь вечерним воздухом и, по временам, устремляя взоры то на небо, то на широкое море, Августин не оставлял, однако же, в мыслях предмета своих исследований. Вдруг заметил он на морском берегу отрока необыкновенной красоты (то был Ангел), который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал ее в маленькую ямку. Такое занятие отрока блаж. Августин сначала посчитал обыкновенной детской шалостью, но тайное предчувствие побудило его приблизиться к отроку. На вопрос: «Что ты делаешь?» — отрок отвечал: «Хочу вычерпать это море и поместить в эту ямку». «Но это явно невозможно», — сказал Августин. «Разумеется, невозможно, — отвечал отрок, — но скорее я вычерпаю этой ложкой море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Пресвятой Троицы и вместишь ее в твою книгу» (Воскр. чтение).

Единство Божие

Священное Писание о единстве Божием говорит: «Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Бог наш есть един по существу, но троичен в лицах. Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Веровать в единого Бога и Творца, Ему одному служить, составляло главнейшую обязанность древнего мира. И эту обязанность, то есть поклонение Богу, христианский мир принял от ветхозаветного мира. Творец неба и земли, Промыслитель Вселенной имеет в Священном Писании разные имена, например: Елоаг, Елогим, Иагве, Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонаи — по-славянски Бог, Господь, Сый, Сущий.
Человечество всегда жило с мыслью о Боге, но после грехопадения люди потеряли близость к Богу и истинное знание о Боге. Но Бог через Своих избранников возвещал Свое Божественное Откровение о Себе.
Каждое из имен имеет свое особое значение. Например: Елоаг или Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Оно выражает величие и превосходство существа Божия. А имя Иегова означает Существо, самобытное, независимое, неизменяемое, вечное. Имя Ел — означает сильного, крепкого и применяется с приложением других наименований, например: Бог живый, Бог Израилев и др. Многие имена говорят о том, что Бог Вседержитель, Владыка, имеет высшие духовные совершенства — вечность, любовь, милость, святость, благость, премудрость, вездеприсутствие, всеведение, независимость, самобытность, независимость.
«Но сущности Бога эти имена не выражают, а только то, что касается этой сущности, только выражают Его отношение к миру и к нам. Бог многоименен потому, что человек не в состоянии найти имя достаточное, чтобы выразить самое Его естество. Познание Того, от Кого зависим всецело, Кому приносим любовь и поклонение, с Кем ищем слияния, — есть стремление, вложенное в человеческую душу. «Ты создал нас для Себя и неспокойно сердце наше, пока оно Тебя не найдет», писал блаж. Августин. Но святейшие качества Бога столь безграничны, что разум человека не вмещает и не может объять самую сущность Божию, ибо несоизмерим Он и несравним ни с каким понятием в мире. Св. Ефрем Сирин Говорит: «Кто может измерить глубины Божества и понять тайны Его? Угодно ли тебе, о, прах?» В книге о вере св. Феофил Антиохийский выдвинул также мысль о недостоинстве нашем: «Бог виден только для тех, ...у кого очи душевные отверсты». То же высказывает св.Григорий Богослов, полагая, что надо рассуждать о Боге тогда, «когда вождь наш — ум не сродняется с нечистыми преходящими образами». Св. Иоанн Дамаскин, в известном своем труде — «Точное изложение православной веры», — так определяет предел нашего богопознания: «Итак Бог, яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить».
Но Богу угодна наша жажда познать Его. Потому Он и благоволил явить Себя людям воочию, дабы они полнее восприняли Его. Воплощение Иисуса Христа прояснило наши представления о Божией сущности и это новое знание проникло в сердца наши и осенило разум. Христос внушил нам, что Бог прежде всего есть наш Отец и значит Его отношение к нам уподобляется бережливой заботе отца к своим детям. Второе, услышанное от Спасителя, заключается в том, что нам дано столько познания о Боге, сколько достаточно, чтобы иметь в душе основу для веры и чтобы эту веру в себе укоренять, взращивать и утверждать в других. Третье, чему научил Сын Божий, это знанию, что открывается нам не естество Божие, нашему разуму непостижимое, а благая сила Божия, которую можем узреть в Его действиях. И, наконец, узнали мы через дела Богочеловека, что отнюдь не видение (ясное представление), а единственно — вера может возвысить и переродить нас до способности принять от Бога «залог Духа», в чем и состоит наше земное назначение. Только такой обновленной верой в Бога — все, что в нас временное и смертное, поглощается вечно живым.
Свершилось тысячелетнее чаяние человечества. Бог явился на земле в лице Иисуса Христа во плотском образе и сказал новое, полное слово Своего откровения. Это вознесло богопознание и все понятия веры на небывалую высоту. Каждый человек, крестившийся во Христа, с той поры может вступить в самодеятельную, осененную богоприсутствием, духовную жизнь, потому что «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»1.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Прот. Владимир Глиндский. «Основы христианской православной веры».



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru