АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ИБО ОНИ БОГА УЗРЯТ (МФ. 5, 8)

Hosted by uCoz

Бог всегда желает, чтобы люди видели Его, знали Его. Но увидеть и познать Его могут во-первых, люди чистые сердцем, а во-вторых Бога можно увидеть только в лице Иисуса Христа и через Него. И в этом величайшая милость Его к Нам, потому что не может человек увидеть Бога и остаться в живых. Господь сошел к нашей немощи — воплотился, стал человеком, чтобы люди увидели Его, приблизились к Нему, познали Его, а через Него познали Бога и Отца. Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Совершенство чистоты есть начало богословия», то есть, действительно, по словам Спасителя, только: «Чистые сердцем Бога узрят».
Надо еще сказать, что нашим человеческим языком дать определение, характеристику Всемогущему Существу невозможно. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Я оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать». Вот, что значат наши слова, наши определения.
Профессор А. И. Осипов пишет: «Христианство говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Оказывается, учение о Боге-Любви, это не какая-то неопределенность, абстракция, нет, это — самое существо человеческой жизни, Он реально существующий Идеал. Потому «не любящий брата пребывает в смерти»; потому «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца»; потому «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3, 14-15). Иначе говоря, знай, человек, если ты имеешь неприязнь хотя к одному человеку, ты заблуждаешься и приносишь себе зло, страдание.
Итак, как же учит христианство о Боге? С одной стороны, оно говорит, что Бог есть Дух и как Существо простое, не может быть выражен никакими человеческими словами и понятиями, ибо любое слово — это уже, если хотите, искажение. С другой стороны — мы стоим перед фактом Откровения Божия, данном нам в Священном Писании и опыте многих святых. То есть Бог говорит о Себе человеку на его языке, и хотя эти слова и несовершенны и не полны сами по себе, однако они являются необходимыми для человека, поскольку указывают ему, что он должен делать, чтобы прийти, хотя бы отчасти, к спасительному познанию, ведению Бога. Сам Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Земная жизнь и есть начало этой вечной жизни.
Что Такое Бог, того не может знать ни одна тварь и не только видимая, но и невидимая, потому что нет никакого сравнения между Творцом и тварью, само Существо Божие непостижимо. Но Бог не оставил нас в неведении о Самом Себе. Все, что полезно и необходимо знать, Он открыл нам в делах Своего творения и Промысла, через Закон и пророков, через Единородного Своего Сына. Святое Откровение говорит, что полная непостижимость Бога свойственна Ему Самому: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).
Моисей просил Бога: «Яви ми Тебя Самого, да разумно вижду Тя». Бог, несмотря на святость Моисея, сказал ему: «Не возможеши видети лица Моего; не бо узрит человек лице Мое, и жив будет» (Исх. 33;13, 20). Причиной невозможности видеть Лик Божий, то есть познать Бога, является ограниченность человеческой природы. Поэтому Бог пообещал Моисею показать «задняя» Своя (Исх. 33, 22-23).
Святой Иоанн Богослов утверждает, что: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18), потому что Бог: «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6, 16). Бог обитает в свете неприступном. Мы не можем видеть солнце, если нам хочется знать что такое солнце, мы должны принимать какие-то действия, чтобы его увидеть. На вопрос: «Кто же Такой Бог?» — можно ответить — это самое простое Существо. Бог прежде, чем солнце. Его можно и надо только увидеть. Нужно все предпринять к тому, чтобы увидеть Его. Чтобы увидеть солнце мы должны предпринимать какие-то усилия, то здесь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Человеческий разум не может постигнуть земных вещей, тем более Бога. Подобный познается подобным. Нужно, чтобы познать, увидеть Бога — Ему уподобиться, стать святым.
Однако Бог Себя открывает через образы, через пророков, особенно через Сына Своего, Его проповедь, через видимую окружающую нас природу, а особенно через сверхъестественное Откровение. Надо помнить, что человек, одаренный силами души, может и должен познавать Бога по мере своих сил. Это человеческий долг. Ибо Бог есть Творец, Промыслитель, Господь и благодетель человека: «Мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17, 28), и в познании Бога есть благо для человека: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Познавая окружающую нас природу, познавая себя, свою душу и ее силы, наблюдая за историей Царств и народов, жизнью отдельных лиц, человечество познает в какой-то степени Бога: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19-20).
«Дети! Не все из вас имеют способности к ученью; у одного память слабая, у другого память ограниченная, и при всем усердии не успевают в науках и за то терпят неприятности от товарищей, выговоры от учителей, видят огорчения родителей, желающих, чтобы их дети отличались успехами в науках. Не отчаивайтесь, дети, не унывайте, духом не падайте, но обращайтесь с молитвою к Подателю мудрости, просите Его помощи, и дастся вам мудрость и труды ваши будут успешные. Примеры тому бывали прежде нас, и над нами может совершиться милость Божия.
Св. Роман, сын бедных родителей, служил пономарем при Константинопольской Соборной церкви. Он был благочестив, но очень несведущ. Однако же Патриарх Евфимий, любивший его за послушание и благочестие, дозволил ему пользоваться теми же доходами, какими пользовались опытные и сведущие. Это сравнение не понравилось клиру. Они говорили: «несправедливо Патриарх делает, равняя с нами невежду!». И часто оскорбляли скромного Романа. Однажды, накануне праздника Рождества Христова, когда Роман, по своей обязанности, зажигал свечи в церкви, клирики, толкая его, говорили с укоризной: «Ты получаешь равную с нами долю доходов, и потому должен сегодня, подобно нам, один петь на амвоне!» Роман, оскорбленный насмешками братии, горько заплакал и, по окончании службы, когда все вышли из церкви, пал пред образом Богоматери, со слезами молясь о просвещении. После долгой и теплой молитвы Роман возвратился в свою келию и, не вкушая пищи, уснул. Во сне явилась ему Божия Матерь, с небольшим свитком в руке и тихо сказала: «отверзи уста и снеждь cиe!». Роман проглотил свиток и проснулся с духовною радостью в сердце. Он чувствовал небесное озарение ума, и с благодарением повергся пред Господом и Матерью всех скорбящих и озлобленных. Настал час утрени. Пришло время петь кондак на амвоне, среди церкви. Эту песнь, по обычаю, пел один из избранных певцов. Св. Роман, никем не понуждаемый, выходит на средину храма, становится на амвон, к изумлению клириков, и начинает петь: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносить; Ангели с пастырьми, словословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, npeвечный Бог!»... Роман пел по внушению благодати Божией, пел сладко, с одушевлением, пел песнь, которой еще никто не слыхал, песнь, им самим вдохновенно составленную-и народ с умилением слушал его пение. Сам Патриарх с удивлением спрашивал певца: «откуда тебе премудрость сия?». И выслушав рассказ Романа о сновидении, прославил Бога, избирающего не мудрых и посрамляющего премудрых. (Чет. Мин. 1 Октября. Подобное благодатное просвещение читай в житии Феодора Еп. Едесского, 9-го июля и в житии преп. Серия Радонежского Чудотворца 25-го Сентября).1

--------------------------------------------------------------------------------
1 Свящ. Николай Успенский «Как жить православному христианину по заповедям Божиим» С-Петербург 1904 г. Репринт. Издат. отдел Владимирской епархии 1997 г.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru