АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


Доказательства бытия Божия

Hosted by uCoz

Познание Бога идет по нескольким степеням: телесное, душевное, духовное. Зависит оно от многих условии; национальных традиций, воспитания, состояния совести к Богу, людям и вещам, отношения к заповедям, к труду. С преподобным преподобен будеши и со строптивым (развращенным) развратишися (Пс. 17, 26- 27). Добрый учитель учит доброму. Истина во Христе, и путь к истине, и жизнь в истине приводит к вечной жизни. Христос — и добрый пастырь, и наставник, и сеятель, и дверь, и свет к познанию, и Начальник воскресения и вечной жизни, и Глава Церкви.
Сокровище Духа сокрыто в Священном Писании, и тайны Царствия открывает Христос, когда отверзает ум к его уразумению; и как птица не полетит без крыльев; так и ум не познает Божественную истину без Духа Святого. Святые предметы несообщимы для всех, ведущих жизнь собакообразную и свинообразную. Кто изъяснит, какими руками Бог взял персть, ибо Он бестелесен, и как не имеющий уст вдунул в меня дыхание, и как я стал душой бессмертной? Скажи мне: как из брения появились кости, нервы, мясо, жилы, кожа, волосы, глаза, уши, губы и язык, через дыхание членораздельная речь? Как ум связан с плотью? (при. Симеон Новый Богослов).
Христианская диалектика, переходя познания вещественные и душевные, устремлена к познанию вещей духовных, Божественных, вечных, ибо в этом сокровище премудрости (свт. Климент Александрийский).
Душа чистая познает сначала свое состояние, потом познание открывается о Боге, о тайнах Божиих, «о смирении и вхождении в область любви, в слиянии воли человеческой с волей Божией, и в союзе воль — обожение, жизнь с Богом и спасение». (прп. Симеон Новый Богослов)
Душа видит духи бесплотные и души других людей и в уединении познает сокровища, скрытые в себе, и познает истину Божественную, истинное Благо разумом через веру. Бог познается в созерцании творений Своих, любви Своей через приобщение Его Божественных энергий и бывает, по словам прп. Исаака Сирин, удивление Богу, ибо бывают умопостигаемы Мудрость Божия, Его Сила, Благость.
Есть три формы познания: 1) эмпирическое (из опыта, чувств); 2) рациональное (рассудок); 3) идеальное.
Познание дает понятие о предметах сверхчувственных — Бог, истина, добро, бесконечность, которые называют идеями умосозерцаемыми. Ум заключает в себе идею о Боге Самосущем и Бесконечном. Следствие меньше причины. Декарт говорил о врожденности идеи о Боге. Традиционализм — передача предания от первоисточника к поколению. Мистики учат, что ни природа и ни разум, а внутреннее чувство есть созерцающее Божество. У мистиков могут быть заблуждения, поскольку они умаляют разум (мечтатели и фантазеры как Зороастр и Мухаммед), в то же время говорят, что озарены Богом.
Разум и представляет, и понимает — участвуют объективный, когда есть реальное воздействие на наш дух Божества, и субъективный элементы. Всеобщность веры — в понимании предмета рассудком путем мышления от впечатлений.

Доказательство истины бытия Божия, базирующееся на положениях диалектического материализма

С точки зрения диалектического материализма (диамата), вселенная бесконечна как в пространстве (при этом бесконечно и число миров, подобных нашему), так и во времени (то есть у нее не было начала и не будет конца) Кроме этого, имеет место развитие и материи, и сознания, происходящее по (гегелевской) спирали, то есть циклически от низшего к высшему Сознание возникает на определенном этапе развития материй, которая вследствие этого по отношению к нему первична, и не существует вне материи.
Исходя из этих представлений о вселенной, зададимся вопросом о существовании предела развитию материи и сознания. Диамат сам такого предела не ставит Но, может быть, этот предел все-таки существует? Допустим, что поставить его можно. Тогда возникает вопрос о том, как это сделать Если ставить такой предел, полагаясь на самую изощренную фантазию, то любой из такого сорта пределов мгновенно развалится как карточной домик, стоит лишь его автору задать вопрос: «А почему этот предел не может быть превзойден?» Ведь для того, чтобы ответить на этот вопрос, как нетрудно убедиться, нужно обладать бесконечными знаниями. Иными словами, ответить на такой вопрос, а следовательно, и поставить такой предел невозможно.
Таким образом, предела имеющему место развитию материи и сознания в рамках диамата поставить нельзя. Зададимся теперь вопросом: «А что из этого может следовать?» При этом примем во внимание следующие из вышеизложенного факторы:
1. Фактор наличия и развития окружающего нас мира, включая и материю, и сознание.
2. Фактор бесконечности числа развивающихся миров и времени
3. Фактор невозможности поставить предел этому развитию.
Итак, имеет место следующая картина: среди бесконечного числа миров бесконечно долго развивается (вместе с материей) сознание, и предела этому развитию не существует, а точнее пределом является бесконечность.
Теперь остается сделать достаточно очевидный вывод о том, что среди бесконечного числа миров за бесконечное время сознание должно было (с вероятностью, равной единице) достигнуть своего предела, то есть достигнуть бесконечного развития.
А что такое бесконечно развитое сознана (пусть даже привязанное к материи) с точки зрения диамата? Ответ здесь может быть лишь один: это Бог, так как существо с бесконечно развитым, сознанием всемогуще (то есть оно не только все знает, но и все может). И логика здесь очень проста, если существо все знает, то оно и все может, поскольку знает как сделать все без исключения. Ну а то, что это сознание каким-то образом связано с материей, ничего не меняет, поскольку бесконечного развития и бесконечных возможностей у него отнять нельзя.
Придя к этому, необходимо остановиться в рассуждениях, так как теперь они должны касаться Всемогущего и Мудрейшего Бога, а рассуждать о Его бесконечных возможностях бесполезно. Однако выводы из приведенного доказательства сделать нужно. Тем более, что они достаточно очевидны и весьма важны. Из приведенных рассуждении следует:
1. Бог вечен (ибо возникшее в бесконечном прошлом вечно).
2. Бог является Творцом всего сущего (в противном случае Он не был бы Всемогущим, то есть Самим Собой).
3. Его законам и наставлениям (содержащимся в Священном Писании) следует подчиняться беспрекословно, ибо Он не только Всемогущ, но и бесконечно Мудр и бесконечно Справедлив. Эти три вывода наиболее важны, но далеко не единственны. Приводить же другие в данном случае нет смысла, поскольку целью вышеизложенного было доказать, что существование Бога следует даже из сугубо материалистических посылок.

Доказательства бытия Божия

1. Космологическое (не зависит от свойств физического или духовного мира). Это доказательство исходит из закона причинности, согласно которому все причинно-обусловлено, все имеет свою причину, и мир также должен иметь свою причину, то есть причину своего возникновения, существования.
2. Телеологическое (имеет отношение к свойствам физического мира). Телеология — целесообразность. Это доказательство хорошо сформулировано известным биологом проф. Рейнке: «...величественная гармония природы может быть делом только могучего творческого Ума. Ум нельзя видеть глазами, но он открывается в своих произведениях; так и Бог открывается в удивительной гармонии природы; отсюда можно знать о Боге нисколько не менее, чем о человеческом уме по творческой деятельности человека так же, как в природе мы узнаем о той или иной силе по ее действию. Под-неотразимым впечатлением законов природы, делающих из нее стройный космос, Шиллер назвал вселенную «мыслью Бога». И перед естествознанием сама собой неизбежно выступает связь явлений, и оно вынуждено постоянно заключать от видимых явлений к невидимому... Ни одна сила не может быть предметом чувственного восприятия. В этом же смысле я утверждаю: природа, особенно устройство растений и животных, требует научного заключения о Божестве, создавшем ее» (Цит. по: Светлов П. «Христианское вероучение в апологетическом изложении». Киев, 191-0. Т. I. С. 377-378).
3. Онтологическое (имеет идею о Боге само по себе). Это доказательство является, из всех известных доказательств бытия Божия, рациональным (то есть основанным на анализе содержания мысли и понятия) и вместе с тем основным и несравнимым по своему логическому значению со всеми другими доказательствами. Именно только онтологическое доказательство имеет важное философское значение и является результатом многовековой работы философской мысли. Крупнейший русский философ С. Л. Франк писал, что «онтологическое доказательство исторически составляет центральную истину философии, занимавшую умы едва ли не всех наиболее глубоких мыслителей».
4. Историческое (всеобщность идеи о Боге). Оно исходит из факта «всеобщей распространенности идеи Бога» (Декарт) и , факта ограниченности и несовершенства человеческого сознания, которое в силу этого не могло само прийти к идее абсолютного совершенства, которая является содержанием идеи Бога. Отсюда делается заключение, что идея Бога является прирожденной идеей человечества под влиянием Самого Бога, отсюда очевидность Его существования.
5. Нравственное (имеет связь с нравственным сознанием о Боге). Это доказательство было выдвинуто Кантом и опирается на сформулированное им же положение о том, что каждому человеку присуще сознание всеобщего и неизменного нравственного закона.
6. Психологическое (в своем основании имеет мир духовный).
Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Невидимая бо Его от создания мира творенъми помышляемя видима суть, и присносущная сила его и Божество (Рим. 1, 20).
Ни одно существо мира не самобытно. Если явление не самобытно, то и сам мир не самобытен (закон причинности).
Разум познает причину в другой причине. Кант в критике практического разума признал бытие Божие. Разумность познает цель и смысл во вселенной. Как статуя, картина, любая вещь говорит о разумном труженике, так и мир о Творце. Неразумная причина не может произвести разумное. Познанная часть мира несравненно меньше непознанной. Онтология — учение о Сущем как анализ идей о Боге нашего духа.
Теория нравственного долга заложена в воле человека, в ее стремлении к высшему совершенству, служении добру при страдании и ущербе себе. Добродетель доступна всем по желанию и стремлению, по характеру безусловной обязательности, голоса совести нравственного закона. Бессмертье души — постулат блага, для которого нужны добродетели. Добродетель — свойство воли. Знание должно вести к Богу, к истине, к нравственности, к любви. Вера при исполнении воли Божией ведет к нравственности, ибо все лучшее от Бога. Идея абсолютного совершенства раскрывает Бога в Его благах. Истина бытия Божия опытом и выводом ощущается, и мышлением, и нравственным сознанием.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru