АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


Троица. Личные свойства Святой Троицы

Hosted by uCoz

Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем.

Учение о том, что Бог Один, но Троичен в лицах — самое важное учение Святой Церкви. Учение об этой истине является главнейшим в христианстве. Оно изложено в символе веры. Священное Писание не объясняет сущности этого учения, но указывает на бытие Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Не объясняет, потому что нет слов в языке человеческом для его выражения: «Вы понимаете теперь, почему существует Откровение Божие, которое дано в человеческих понятиях, образах, притчах, почему Он неизъяснимый и неописуемый говорит нам о Себе нашими грубыми словами? Если бы Он нам сказал на ангельском языке, мы ничего бы не поняли. Все равно, что сейчас к нам кто-нибудь вошел бы и заговорил на санскрите. Мы открыли бы рот в недоумении, хоты очень возможно, что он сообщал бы величайшие истины — мы все равно остались бы в полном неведении» (А.И. Осипов).
Самое живое воображение и самый проницательный ум человеческий не могут постигнуть, каким образом в Боге три Лица, из которых каждое есть Бог, не три Бога а один Бог? Как может существовать единство природы и троичность ипостасей? Как бывает, что лица Святой Троицы равны между собой и в то же время различны.
Святой Афанасий Великий дает свой символ веры, в котором раскрывает истину троичности Бога: «Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже разделяюще. Ина бо есть испостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух... Так: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог... Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца Самого есть, не сотворен, ни создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан, ниже рожден, но исходящ... И в Сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны».
Первое. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге три Лица или Ипостаси — Отец, Сын и Дух Святой. Второе. Каждое Лицо Троицы есть истинный Бог, однако, Они не три Бога, а Единое Божественное существо. И Третье. Все лица Святой Троицы различаются между собой свойствами.
О Триединстве Божием говорит апостол Павел: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8, 4-6).
Един по существу, но Троичен в лицах — Отец, Сын и Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. Правду о Троичности Бога раскрывает вторая испостась Святой Троицы — Сын Божий, Иисус Христос, посланный в мир для спасения людей.
Бог единый по существу, Троичен в лицах, и вся полнота божества принадлежит каждому из божественных лиц, но каждое из них особым образом относится к другим лицам и каждое имеет особое отношение к миру, в котором проявляется общее для Святой Троицы — любовь. Блаженный Августин говорит: «Тайна христианской Троичности — тайна божественной любви; ты видишь Троицу, если видишь любовь». Любовь Божия открылась в творении мира и человека, в Промысле о них. Но, особенно выявилась в воплощении Сына Божия — Иисусе Христе и ниспослании Духа Святого для нашего просвещения и оправдания.
Истинность о Святой Троице открывается через Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Еще накануне сотворения человека в недрах Божиих проходил совет Святой Троицы. Бытописатель так об этом повествует: «И рече Бог, сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). После грехопадения и перед изгнанием из Рая падших прародителей, опять Господь говорит: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). С кем Бог так говорил? Конечно, это был совет Святой Троицы.
Святая Троица в виде трех Ангелов явилась у дуба Мамврийского патриарху Аврааму. Цель Ее явления — открытие судьбы жителей Содома и Гоморры, а также укрепление веры Авраама. Многим ветхозаветным праведникам была приоткрыта тайна Святой Троицы. Так, например, пророк Давид говорит: «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). Пророк Исаия слышит пение серафимов вокруг престола Господнего: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3).
Пророк Даниил видел Сына Божия: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7, 13-14). Соломон в своей книге раскрывает возвышенное учение об ипостасной Премудрости Божией, через которую Отец сотворил мир и человека, и промышляет о них: «Я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она — виновница их» (Прем. 7, 12).
В Новом Завете тайна Святой Троицы открылась в воплощении Сына Божия, в сошествии Святого Духа, во время крещения Спасителя, во время Преображения Господня, в день Пятидесятницы.
О Святой Троице учил Сам Господь наш Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). О Троице учили и святые апостолы. Иоанн Богослов прямо говорил: «И три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). Апостол Павел так об этом пишет: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13).

Личные свойства Троицы

Отец не рождается и не исходит, Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Все три Лица имеют равную силу, честь, славу и достоинство. Это очень трудно понять нашим слабым умом. Преп. Симеон Новый Богослов так определяет природу Божества: «Ты Весь вне твари и Весь в твари, Весь наполняешь все и есть вне всего. Ты не есть ничто из всего тварного и Высший всего. Ты — Творец всего и потому отделен и отмечен от всего». А преп. Дионисий говорит: «О Боге мы знаем только то, что Он есть, но не знаем, что Он есть». У Него есть свойства, которые нам понятны и позволяют сблизиться с Ним так, что Он становится для нас в какой-то мере доступным и беспредельно дорогим.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru