АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


Свойства Божии

Hosted by uCoz

Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий». И еще сказал Он: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Но Священное Писание открывает нам многие стороны познания Бога. Пророк Исаия передает нам слова Бога: «Так говорит Господь, Царь Израилев, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и я последний, и кроме меня нет Бога» (Ис. 44, 6). Этот же пророк спрашивает: «Кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис. 40, 18). «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40, 25).
Полнота бытия Божия выражается в бесчисленности и неизмеримости Божественных свойств, Его Святого существа. Свойства Божии не противоречат друг другу, но находятся в согласии и гармоничном сочетании, обеспечивая состояние мира и блаженства в Боге. Святой Григорий Богослов учил, что все свойства Божии, проявление Его существа, разные Его имена в Священном Писании не вносят никакой раздробленности и несогласия в понятие о Боге, не нарушают Божественного мира. «В Божестве нет несогласия, потому что нет и разъединения (так как разъединение есть следствие несогласия), но в Нем столько согласия и с самим Собою и со вторичными существами, что наряду с другими, и предпочтительно пред другими именами, какими угодно называться Богу, сие преимущественно стало Его наименованием. Он называется Миром... Любовью и другими подобными именами, внушая нам самими наименованиями стремиться к стяжанию сих совершенств». О том, что Бог есть источник и средоточие мира, свидетельствует и учение о Святой Троице, единой и Нераздельной. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог, потому что Лица Святой Троицы имеют единое, нераздельное, в равной степени проявляющееся Божественное существо. Единство Лиц Святой Троицы происходит не только от единства Божественной природы, но и от Божественного святого согласия между Ними. Святая Троица — это три ума, три воли, три источника чувств, но действуют они как единый Божественный ум, как единая воля, и нет в них разделения.
Единение — есть основное условие мира, где нет его, там нет и мира. Святая Троица есть источник единения, мира и любви.
О единении, мире и согласии Своих последователей молился Христос перед Своими страданиями: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира... ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 6-23).
Бог, будучи благ, все создал, чтобы Его благость разливалась на все творения. В творении Его проявилось совершенство Творца. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Память о чудесной жизни в раю осталась у всех народов, но наивысшее благо первого человека заключалось в мире и единении с Богом. Священное Писание свидетельствует, что человек обладал чистыми и прекрасными духовными и физическими силами, светлым разумом, доброй волей, а самое главное — был в близком общении с Богом, источником жизни и блаженства. Господь являлся человеку, просвещал и развивал его, охранял Своей благодатью. Вот откуда древнее человечество знало о Боге, познавало Его.
Грехопадение человека нарушило мир и единство между Богом и человеком. Грех человека вынудил Бога совершать новые действия в Своем Промысле. Человеку дается обетование о Сыне Божьем, о Его Воплощении, о Его земном бытии, о спасении Им рода человеческого.
В Ветхом Завете патриархи, пророки и праведники раскрывают своей жизнью, поступками, проповедью Бога. Устами пророков проповедуется Бог-Отец, Его Сын — Спаситель мира, и Дух Святой. Если собрать все высказывания пророков о будущем Мессии, то получится описание жизни Христа Спасителя от Его рождения до последнего вздоха на Кресте, и даже Вознесения. Чтение Священного Писания Ветхого Завета в сравнении с текстом Нового Завета раскрывает нам истины о Боге. Все, что было сказано пророками по повелению Бога в Ветхом Завете о Христе, все исполнилось в точности в Новом Завете.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Но Бога, и все что о Нем нужно знать, нам открыл Сын Божий Иисус Христос. «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Конечно, существо Божие познать нам, людям, невозможно. Оно выше всякого познания не только человеческого, но и ангельского. Апостол Павел говорит, что Бог во Свете живет неприступнем: «Его же никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1 Тим. 6, 16).
Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание». А Василий Великий говорит: «Подлинно неизреченны и неописаны молниеносные блистания Божией красоты; ни слово не может выразить, ни слух вместить».
На вопрос, где находится Бог, прп. Симеон Новый Богослов отвечает: «Ищи Его не телесно, обрети Его мысленно. Ищи духовно, ты найдешь Его неограниченным, а потому опять — нигде, ни внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно, неслиянно, а потому вне всего. Так как Он — прежде всего». Он же говорит: «Бог есть всякое благо».
Описывая сущность Божества, насколько это было возможно просвещенному Духом Святым уму святителя Тихона Задонского, мы сознаем из его слов, что: «Бог есть существенное, безначальное, бесконечное, непостижимое, вечное, неизменное, высочайшее Добро». «Бог наш, — продолжает он, — бестелесный, невещественный, поэтому наичистейший Дух. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Бог есть Дух» (Ин. 4, 24).
Слово Божие открывает нам Бога единосущного, но триипостасного. Библейские тексты часто говорят о едином Боге, но троичном в лицах, например: «Ты один Бог всех царств земли», — восклицает Иезекииль (4 Царст. 19, 15). Пророк Давид хвалит Бога и говорит: «Ты велик и творишь чудеса; Ты, Боже, един Ты» (Пс 135, 10). О единстве Божием проповедовали апостолы: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 6). Апостолы говорят нам, что Бог один, но в трех лицах. Эту истину открывает нам Сам Господь наш Иисус Христос. Обращаясь к ученикам Своим, он говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Апостол Иоанн Богослов утверждает, что: «Три свидетельствуют на небе; Отец, Слово, и Святый Дух; и сии три суть едино» (Ин. 5, 7). Еще в древности Господь убеждал людей, что Он один Бог: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 33, 39).
Священное Писание открывает нам свойства Божии. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «...Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»(1 Ин. 5, 20).
«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Цар. 2, 2).
Священное Писание раскрывает нам по воле Божией насколько важно для спасения нашего знать все возможные стороны Величества Божия. Оно говорит нам, что Бог Сам от Себя существует. «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14). «Я Господь Первый, и в последних Я тот же» (Ис. XLI, 4). «Я первый, и Я Последний; и кроме Меня нет Бога» (Ис. XLIV, 6). Священное Писание раскрывает нам Свойства Божии.
Свойства Божии, которые открывают нам Бога, таковы: «Бог есть Дух, вечный, всеблаженный, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный» (Катехизис).
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Действительно, Бог наш настолько любит нас, Свое творение, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем. И, конечно, Дух Святой открывает нам Его великую любовь. Святитель Феофан Затворник говорит: «Бог все объемлет Своей любовью ..., мы окружены Его любовью». А праведный Иоанн Кронштадский утверждает: «Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь, и заботится и печется о тебе более, чем ты сам можешь о себе позаботиться. Бог ближе к нам всякого человека во всякое время; ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга, ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе ко мне, чем я сам себе». Любовь Божия проявилась к людям в том, что Он послал Сына Своего Единородного на землю, чтобы люди, уверовавшие в Него, не погибли, а имели жизнь вечную. Его задача состояла в том, чтобы найти и спасти погибшего человека, и это проявление Его великой любви.
Остановимся теперь внимательнее на некоторых божественных свойствах, раскрытых в Священном Писании и у святых отцов Церкви. Бог открывается человеку, как Существо, совершенно отличное от физического мира, а именно — как Дух. «Бог есть Дух», — говорит Писание, — «где Дух Господень — там свобода» (Иоан. 4:24, 2 Кор. 3:17). Иными словами, Бог непричастен какой-либо материальности или телесности, которой обладают люди и даже ангелы, являющие в себе только «образ» духовности Божией. Бог есть Дух высочайший, чистейший и совершеннейший. Бог открыл Себя пророку Моисею, как «Сущий», как чистое, духовное, высочайшее Бытие. (Правда, иногда находим в Священном Писании и такие места, где символически приписываются Богу члены, подобные нашим человеческим — уши, глаза, руки и другие т. н. «антропоморфизмы» — уподобления человеку. Такие выражения употребляются для наглядности и встречаются чаще всего в поэтических частях Св. Писания. Под ними Писание имеет в виду соответствующие духовные свойства Божий, например: уши и глаза указывают на Его всеведение, рука и мышца — на Его всемогущество, сердце — на Его любовь).
Бог — вечный. Бытие Божие — вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как «четвертое» измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101, 26-28). Некоторые святые отцы указывают на разницу между понятиями «вечность» и «бессмертие». Вечность — это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. «Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда — то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе... Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности» (св. Исидор Пелусиот). В этом отношении еще выразительнее — «превечный Бог».
Бог — всеблагой т. е. — бесконечно добрый. Писание свидетельствует: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8). Благость Божия простирается не на какую-нибудь ограниченную область в мире, как свойство любви ограниченных существ, но на весь мир со всеми находящимися в нем существами. Он с любовью заботится о жизни и нуждах каждой твари, как ни была бы она мала и ни казалась бы нам ничтожна. «Если бы у нас, — говорит св. Григорий Богослов, — кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? Ответ готов: Мы чтим любовь». Бог дарует Своему творению столько благ, сколько каждый может принять по своей природе и состоянию и насколько это соответствует общей гармонии мира. Особенную благость Свою Бог являет человеку. «Бог как мать-птица, которая, увидев своего птенца выпавшим из гнезда, сама вылетает оттуда, чтобы поднять его, а когда видит его в опасности быть поглощенным каким-либо змеем, с жалобным криком облетает вокруг него и всех других птенцов, не способна быть равнодушною к погибели и одного из них», — говорит Климент Александрийский. «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть (плотью человеческой) Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни», — пишет Иоанн Златоуст. Если человек часто не понимает всей силы благости Божией, то это происходит потому, что он слишком сосредоточивает свои мысли и желания на земном благополучии; а Божие промышление сочетает дарование нам благ временных, земных, с призывом приобретать для себя, для своих душ блага вечные.
Бог — всеведущий. «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4, 13).
«Зародыш мой видели очи Твои», — писал царь Давид (Пс. 138, 16). Ведение Божие есть одновременно видение и непосредственное знание всего, существующего и возможного, настоящего, прошедшего и будущего. Само предвидение будущего есть собственно духовное видение, ибо для Бога будущее есть настоящее. Божие предвидение не нарушает свободной воли тварей, так же как свобода ближнего нашего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Предвидение Божие относительно зла в мире и в поступках свободных существ как бы увенчивается предвидением спасения мира, когда «Бог будет все во всем» (1 Кор. 15, 28).
Другую сторону всеведения Божия являет собой премудрость Божия. «Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим» (Пс. 146, 5). Святые отцы Церкви, следуя слову Божию, всегда с глубоким благоговением указывали величие Премудрости Божией в устройстве видимого мира, посвящая этому предмету целые сочинения, как например, беседы на шестоднев, т.е. на процесс сотворения мира. (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена» (Василий Великий).
Бог — всеправедный. Праведность понимается в слове Божием и в обычном словоупотреблении в двух значениях: а)как святость и б)как справедливость, или правосудие. Святость состоит не только в отсутствии зла или греха, святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенных с чистотой от греха. Святость подобна свету, и Божия святость — как чистейший свет. Бог «Един Свят» по естеству, по Своей природе. Он есть Источник святости для ангелов и людей. Правосудие Божие есть другая сторона всеправедности Божией. «Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте» (Пс. 9, 9). «Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 6 и 11).
Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, со строгим судом за грехи и наказанием виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы Церкви. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который, чтобы вразумить непокорного сына, прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбит, печалясь о неразумии сына и одновременно сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то Божия правда всегда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11).
Святость и правда Божии тесно связаны между собой. Бог призывает всех к жизни вечной в Его Царстве. Но в Царство Божие не может войти ничто нечистое. Поэтому Господь очищает нас наказаниями, как действиями исправительными, ради любви Своей к нам. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный. Как можем мы войти в царство святости и света, — и как могли бы мы там себя чувствовать, будучи нечистыми, темными и не имея в себе святости и никакой положительной духовной или нравственной ценности?
Бог — всемогущий. «Он сказал, — и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс. 32, 9), — так выражается псалмопевец о всемогуществе Божием. Бог есть Творец и Промыслитель мира. Он — Вседержитель. Он есть «един творящий чудеса» (Пс. 71, 18). Если же Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они по своему собственному желанию отвергали зло и обратились к добру. (По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог «не может» совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле).
Бог — вездесущий. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7-10). Бог не подлежит никакому ограничению пространством, но проникает Собою все. При этом Бог, как Существо простое (неделимое), присутствует в каждом месте не Своей как бы частью или Своей только силой, но всем Своим существом, притом не сливаясь с тем, в чем присутствует. «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто» (Иоанн Дамаскин).
Бог — неизменяем. «У Отца светов нет ни изменения, ни тени перемены» (Иак. 1, 17). Бог есть совершенство, а каждая перемена есть признак несовершенства, и потому не может быть мыслима в совершенном Существе. О Боге нельзя сказать, что в Нем совершается какой-либо процесс роста, видоизменения, эволюции, прогресса или чего-либо подобного. Но неизменяемость Бога не есть некая неподвижность или замкнутость в Себе. При всей неизменяемости Его существо есть жизнь, полная сил и деятельности. Бог Сам в Себе есть жизнь, и жизнь — Его бытие.
Бог — вседовольный и всеблаженный. Два эти слова близки одно другому по смыслу. Вседовольный — слово славянское, и его нельзя понимать, как «довольный собой». Оно означает обладание всем, полное богатство, полноту всех благ. «Бог не имея в чем-либо нужды. Сам дает всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17, 25). Таким образом, Бог является Сам Источником всякой жизни, всякого блага; от Него все твари черпают свое довольство.
Апостол Павел дважды называет в своих посланиях Бога «блаженным» («по славному благовестию блаженного Бога» — 1 Тим. 1, 11; «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» — 1 Тим. 6, 15). Слово «Всеблаженный» нужно понимать не так, что Бог, имея все в Самом Себе, был бы безразличен к страданиям в сотворенном Им мире; но так, что от Него и в Нем все существа черпают свое блаженство. Бог не страдает, но милосердствует. «Христос страждет яко смертен» (канон Пасхи) не по Божеству. Но по Своему человечеству. Бог есть Источник блаженства, в Нем полнота радости, сладости, веселия для любящих Его, как сказано в псалме: «Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 11).
Следует обратить внимание, что Священное Писание и святые отцы Церкви говорят преимущественно о свойствах Божиих, а не о самом существе Бога. Святые отцы изредка и только косвенно говорят о природе Божества, поясняя, что существо Его «едино, просто, несложно». Но эта простота, отсутствие сложности — не безразличное или бессодержательное целое, а она вмещает в себя полноту Его свойств. «Бог — море сущности, безмерное и неограниченное» (св. Григорий Богослов). «Бог — полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде» (св. Василий Великий). «Бог прост и несложен. Он весь чувство, весь дух, весь мысль, весь ум, весь источник всех благ» (Ириней Лионский).
Говоря о свойствах Божиих, святые отцы указывают, что множественность их при простоте Существа есть результат нашего неумения найти единый способ рассматривания Божественного. В Боге одно свойство есть сторона другого. Бог праведен, это значит, что Он всеведущ, всемогущ, благ и блажен. Множественная простота в Боге подобна солнечному свету, обнаруживающему себя в различных цветах радуги.
Апостол Павел именует Бога: «Блаженым и единым сильным, Царем царствующих и Господом господствующих» (1 Тим. 6, 15). Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.
Преп. Иоанн Дамаскин говорит, что: «Бог есть Сила, Которая является самим светом, Сама благость, Сама сущность, так как Она ни бытием, ни Своими свойствами не обязана ничему другому, но Сама есть источник бытия для всего существующего, источник разума для имеющих разум, для всех — причина всех благ».
По словам преп. Симеона Нового Богослова: «Бог есть высочайший Свет, неприступный, несказанный, не умом почитаемый, не в слове изреченный, просвещающий всякую разумную природу. Он то же в духовном мире, что солнце в чувственном».
Но, какие бы ни приводились свойства Божии, нужно помнить, что познание Бога — это дар Божий. Это возможно нравственно-чистым людям, это возможно по воле Божией. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). И если даже будет воля Божия на то, чтобы мы познали Бога, мы можем познать только гадательно.
А если Бог везде, вездесущий, то почему говорят, что Он в храме, или на небесах? Да, Бог везде, но на небе есть особое присутствие Божие в вечной славе, в Божественном вездеприсутствии.
В храме Он особо присутствует в благодати — таинственно. Христос говорит: «Идеже бо есть два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20).
Когда в символе веры мы читаем: Верую во единого Бога-Отца — то исповедуем одного Бога. Да, Бог один, но Троичен в лицах: Отец, Сын и Дух Святой — Троица единосущная и нераздельная. В Новом Завете Бог еще более ясно показал человечеству Свою Троичность в Крещении Господа Иисуса Христа. Спаситель Сам говорит: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). «Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три едино суть» (1 Ин. 5, 7).
Полностью постичь тайну Святой Троицы невозможно. Апостол Павел говорит: «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2, 11). Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Все три лица Святой Троицы равны по достоинству. Как Отец есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог; но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.
Вседержитель — все содержит в Своей власти, Творец неба и земли, видимым же всем и невидимым. Ведь мир не мог сам собой сотворен быть, как может быть написано ни одна книга без знания алфавита. Бог сотворил мир. Тут нужно применить веру. Вера в Бога — это есть живое чувство Бога, чувство, что Он слышит нас, любит нас и за ботится о нас.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru