АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


Иисус Христос — Сын Божий

Hosted by uCoz

Сын Божий рожден от Отца безлетно и бесплотно, в определенное время Промыслом Божиим рожден ради каждого из нас, ради нашего спасения. Он, за беззакония наши пошел на смерть, был распят, умер и воскрес, вознесся на небо, чтобы туда же вознести и каждого из нас.
Сын пребывает сущий, т. е. живущий, во Отце не по одному свойству, но во всех свойствах. Сущий в нетлении Отца — Он нетленен, в благости — благ, в силе — силен, и в каждом совершеннейшем свойстве, какое есть во Отце, Он участвует. Все, что имеет Отец, имеет и Сын.
Иисус Христос есть Сын Божий по естеству. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Этот свет «был Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9).
Этот свет был показан на горе Фавор. Апостол Петр, увидев свет, так обрадовался, что не хотел уходить с горы: «Господи! Хорошо нам здесь быть». Христос Сам говорил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12), «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46).
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). К этому свету приступили апостолы и за Ним пошли, пошли за Ним святители, мученики, преподобные и все святые, которые теперь сияют как светила во Царствии Его.
«Став человеком, Он не перестал быть Богом и Господом всяческих», — говорит Ефрем Сирин. Не два Христа и не два Господа, но один Христос и Господь. Божеское естество, соединившись с человеческим, сохранило неслиянными свойства того и другого.
Чтобы познать это, познать Бога, нужно в сущности одно — стать человеком. Истинный человек всегда видит умом и сердцем Бога, слышит Его слово — и в природе мира, и в своей совести, и в истинах Евангелия. Еще Феофил Антиохийский говорил язычнику: «Если ты скажешь: покажи мне твоего Бога, то я тебе отвечу: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоея видят».
Когда на зеркале есть трещины, оно мутное, не может человек в нем увидеть лица своего. Так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога. Чистый язык Истины мы слышим в словах Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Кто хочет познать истину, тот, прежде всего, должен начать познавать в себе того человека, который в силах ее познать.
Он родился, но и прежде был рожден. Он спасался бегством в Египет, но и все египетское обратил в бегство. Для иудее «нет в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53, 2), но для Давида Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44, 3). Он пришел как человек, но разрешил грехи как Бог, крещен не потому, что имел нужду в крещении, но чтобы освятить воды. Он был искушен как человек, но победил как Бог. Умирает, но животворит и разрешает смертью смерть. Погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души, но восходит на Небеса, но придет судить живых и мертвых.
У Христа была истинная плоть, кроме греха. Как плоть Его не была подвержена греху, так и душа — неведению. Находясь в опасности смерти и пораженный страхом предстоящих мучений, Он молился: «Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39), «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26, 38), но эта скорбь не была уязвлена грехом, ибо Виновник жизни не мог бояться смерти. Потому что Он говорил о Своей жизни: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 18). Христос сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25), — означает жизнь во плоти, совершившуюся в этом времени, которой жил Он Отцом, ибо по Его изволению пришел в жизнь человеческую. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — продолжает Он, — пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы едим Его Плоть и пием Его Кровь, делаясь причастниками Слова Премудрости, через Его вочеловечивание и жизнь. Христос, хоты называется Светом и Солнцем, но Он выше света и солнца, как Творец и Владыка света и солнца. Он Жизнь и Животворец, Истина, Правда и Освящение. Он есть всякое благо и превыше всякого блага.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «То, что Сын Божий родился от Отца, я знаю, но как, не знаю. То, что Он родился от Девы, я знаю, но образ рождения даже и здесь не постигаю».
«Если ты отринул рождение и Христа низводишь в ряд тварей, то ты оскорбляешь Божество Обоих. Отец лишен у Тебя Сына, и Христос не Бог, если Он сотворен. Ибо все, чего когда-либо не было — принадлежит к тварям, а Рожденное по важным причинам пребывает и всегда будет равным Богу», — говорит святой Григорий Богослов.
Иисус Христос единосущен и равночестен Отцу. Христос принял плоть человеческую, сотворенную во утробе Девы Марии, от кровей Ее девических Духом Святым. Родившийся по Божеству от Бога Отца прежде всех веков, по человечеству же от Девы Богородицы в свое время. «Все имеет Отец, Он — поистине Жизнь и Бессмертие, и Свет, и Всемогущий, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын» (Св. Иоанн Златоуст). Вот как пишет о единосущности Христа свящ. Николай Успенский: «Великий Пахомий, при начале подвижнической жизни, увлекаемый отступниками от православия к своей вер, со слезами молил Бога открыть ему, где истина? Голос с неба возвестил ему, что истина в православной церкви, и голос ее слышится чрез Александра, епископа Александрийского» (Хр. Чт. ч. 26).
Святые отцы терпеливо, со смирением переносили всякое оскорбления, поношения и клеветы; но когда злоречие касалось правоты их вероисповедания, они с ревностью защищали свое правоверие.
Ариане, называвшие Сына Божия сотворенным и не Единосущным Отцу, распустили слух, будто Великий Антоний согласен с их мнением, надеясь одним его именем увлечь многих в заблуждение.
Эта клевета побудила ревностного поборника веры и благочестия оставить на время пустыню и идти в Александрию. Здесь св. Антоний, пред всем народом, осудил лжеучение ариан, и силу этого осуждения и силу свидетельства о своем православии подкрепил множеством чудотворений. (Чет. мин. 17 янв.).
«К преп. Агафону пришли иноки с тем, чтобы испытать его веру и смирение.
— Ты ли о. Агафон? — спросили они, как бы не зная его.
— Я Агафон, грешный раб Божий, — отвечал старец.
— Ходят слухи, будто ты человек гордый и невоздержанный?
— Совершенная правда! — отвечал преподобный.
— Говорят еще, будто ты лжец и любишь пересуживать других?
— И это правда! — сказал Агафон.
— Слышно также, что ты еретик?
— Не правда! — возразил старец.
— Для чего принимаешь на себя все пороки, а от последнего отрицаешься?
— Те пороки обыкновенны человеку, а ересь есть богоотступничество, чего я, при всех моих грехах, принять на себя не могу и не хочу.» (Достоп. Сказ. о подвижн. Св. отцев. Хр. Чт. 1856 г. Март. Отд. III стр. 168).
Божество чуждо всякой телесности, поэтому единство Сына с Отцом было не по человеческому виду, но по общению Божественного естества и могущества: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Когда Христос говорил: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), здесь мы видим, что Отец Его по естеству, а наш — по благодати; и Богом Его сделался по Домостроительству, поскольку Он стал человеком, а наш Он Владыка и Бог по естеству.
Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества, столь далекие одно от другого? Это тайна, очистительный Дух снизошел на Деву, а Слово Само создало в Себе человека.
Дева Мария сделалась для нас небом, потому что в Нее вселилось высочайшее Божество. Так совершился Новозаветный союз Бога с человеком: Он принял плоть и даровал Божество (Преп. Симеон Новый Богослов).
Перед Кем трепещет всякая тварь небесных, и земных, и преисподних, содержимых под властью дьявола? Кто дал нам власть попирать дьявола? Тот, Кто страдал, укоряемый, злословимый, оплеванный, бичуемый, венчаемый тернием, облекаемый в багряницу, заушаемый, распинаемый. Все претерпел это Господь ради нас и нашего спасения. Причина Его страданий — грехи наши. Так очищались грехи мои, твои и всего мира. Так удовлетворялась Правда Божия, которая грехами мира была раздражена. Так Бог примирялся с миром и мир с Богом. Так совершалось спасение. В Адаме мы умерли, Христом ожили и вернулись в Рай.
В Иисусе Христе естества соединились друг с другом непреложно и неизменно. Ни Божественное естество, ни человеческое не лишились своей природы. Они соединены как сущностью, так и естественными свойствами и тем, что Они не разделяются и не удаляются из Отеческой Ипостаси и как являются, так и называются Единым Богом.
Число естеств мы исповедуем два в Сыне Божьем — Божественное и человеческое. Человек стоит перед Богом всю свою жизнь, хочет он этого или нет. Солнце не спрашивает о нашем отношении к нему — оно светит и сияет, исцеляет и животворит. И человек открывается Ему в уме, чувствах и мыслях, чтобы получить от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет соответствовать нравственному состоянию его духа. Каждый пойдет в место свое.
В Иисусе Христе есть совершенный Бог и совершенный человек. Он имеет все то, что имеет Отец, кроме нерождаемости, и имеет все то, что имел Адам, исключая только грех — тело и душу, одаренную разумом. А имея два естества, Он имеет два свойства двух естеств: две естественные воли — Божественную и человеческую, также как мудрость, так и знания — Божественные и человеческие.
Христос сходит душой Своей в ад для того, чтобы как для находившихся на земле сияло солнце, так и под землей, людям, сидящим во тьме и сени смертной, воссияло Солнце правды. Чтобы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10), — этим проложив путь к всеобщему воскресению.
После воскресения Христос устранил от Себя страсти-тления — голод, жажду, сон, утомление и подобное. И хотя Он ел и после воскресения, то только для укрепления веры учеников в истинности Его Воскресения.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru