Рубрикатор | Новости благочиния | Справочная информация | Наши издания | Воскресная школа | Изобразительное искусство | Литература



АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


БОГ — ДУХ СВЯТОЙ

Hosted by uCoz

Третье лицо Святой Троицы есть истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Господь Иисус Христос перед своим Вознесением на небо, давая обетование апостолом, что на них сойдет Дух Святой, дал повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Из этих двух слов видно, что Дух Святой находится на одном уровне с Отцом и Сыном. Бог Дух Святой не рожден, не сотворен. Он не имеет ни временного начала, ни конца Своего бытия. Он вечен, всемогущ, вездесущ, всеведущ. Его отличие от других Лиц Святой Троицы в том, что Он предвечно исходит от Бога Отца. Об этом говорится в восьмом члене Символа веры. Об этом говорил прямо и ясно Сам Господь Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
Святой Дух, будучи Богом истинным и совершенным, и по существу неразделен с Отцом и Сыном, поэтому Ему принадлежит поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Это выражено в Символе веры: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».
Святой Дух оживотворяет все сотворенное, духовно возрождает человека, являясь источником подлинной духовности. Поэтому Он и именуется Животворящим, то есть дарующим, творящим жизнь. Дух Святой — податель жизни, поддерживающий и утверждающий вселенную и ее существование. Иисус Христос говорит: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Дух Святой называется Господом — здесь подразумевается, что Он есть истинный Бог. Апостол Петр, обличая Ананию, говорил: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?...Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3-4). Дух Святой исходит от Отца, и это будет пребывать неизменно. Священное Писание свидетельствует, что через пророков говорил Дух Святой: «Никогда пророчество не было произнесено по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21).
Дух Святой говорил не только через пророков, но и через апостолов: «Им открыто было, что им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (2 Пет. 1, 12).
Дух Святой нисходит на всех истинных христиан и ныне: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Свят. Григорий Богослов в проповеди на Пятидесятницу говорил: «Рождается Христос — Дух предвещает (Лк. 1, 35), крещается Господь — Дух свидетельствует, искушается Христос — Дух возводит Его, являет силы Христос — Дух сопутствует, возносится Христос — Дух преемствует. Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство Его наименований. Он именуется Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов, Дух Господень, Сам Господь, Дух Усыновления, Дух Истины, Дух Свободы, Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия (Ис. 11, 2-3). Он есть Дух благий, правый (Пс. 142, 10). Он есть перст Божий (Лк. 11, 20). Он есть творящий, воссозидающий в Крещении и Воскресении (Рим. 8, 11), Дух, Который все ведает» (1 Кор. 2, 11), всему учит, дышит, где хочет и сколько хочет, Дух наставляющий, податель откровенный, просвещающий, оживляющий, лучше сказать — Он самый свет и жизнь. Он творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей — все это дары Духа Святого.
Возможно ли нам соделаться причастниками Духа Святого? Можно. Через молитву и Таинства: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).
Все апостолы видели Его сошествие в день Пятидесятницы. Явление Его сопровождалось «шумом с неба», как от «сильного ветра», «языками, как бы огненными», даром «иных языков».
И сейчас, сами крещаемые или их восприемники, воочию замечали сошествие на крещаемых Святого Духа в виде огня, который не опалял, но исполнял всех радостью духовной.
Книга Деяний свидетельствует, что при своем служении апостолы явно направлялись указаниями от Святого Духа. Про апостолов Павла и Силу находим: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16, 6-7).
Живым свидетельством действия Святого Духа являлось и является по сей день схождение в Великую Субботу благодатного огня на Живоносный Гроб Христов. Сведения о святом огне восходят к глубокой древности. Так, Григорий Нисский во втором слове о Воскресении пишет: «Сия видев, Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно». Святой Иоанн Дамаскин, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом Гробе: «Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся» (Октоих 1 воскресный седален 8 гласа).
Прп. Серафим Саровский советует каждому христианину всегда и всюду «проверять себя — в Духе ли я Святом?»
Святой Дух, как третья ипостась Святой Троицы, непостижим для человека по Своей сущности, как непостижим Бог-Отец и Бог-Сын. Но как Те открывали и открывают Себя людям в нужной мере, так открывает Себя и Святой Дух. И прп. Серафим Саровский указывает, что цель нашей жизни заключается в стяжании Духа Святого. Пребывание с христианином Духа Святого несет человеку утешение, мир, тишину в сердце, тихую радость, умиление, теплоту любви к Богу и людям.
Святой прав. Иоанн Кронштадский пишет: «Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые, тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе Дух благий, Дух Святый; а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, лукавый дух. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения. А дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе — Дух Божий, и когда — дух злой».
Показателем сопребывания со христианином Святого духа Божия является и отношение к ближним. Если в отношении с людьми человек проявляет к ним сердечность, говорит с ними словами, исполненными любви, смирения, кротости, доброжелательства, уступчивости, чужие интересы ставит выше своих, то все это свидетельствует о том, что христианин находится в Духе Святом Божьем.
Человек раздраженный, неуступчивый, в подавленном состоянии духа, находится во власти темной силы. Апостол Павел перечисляет нам неоценимые сокровища, которые мы можем получить от пребывания в нас Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
Дух Святой, если пребывает в человеке, то просвещает его, вразумляет и дает понятие о величии Бога человеку. Но, Святой Дух, по словам прп. Серафима Саровского, оставляет людей за их грехи. Поэтому нужно с величайшей осторожностью, как советует прав. Иоанн Кронштадский, держать в своем сердце сокровище Духа; нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от нечистых восстаний плотских. Святые отцы говорят, что присутствие Святого Духа в человеке ведет к повышению его духовной восприимчивости. Свят. Феофан Затворник говорит: «Бог наш есть Бог блаженства ... радуется и играет дух наш, когда благодать Духа Святого делает его причастником Божества». «Дух Святой Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу «Отче... Душа в Духе Святом видит весь мир и объемлет его своей любовью, — пишет прп. Силуан Афонский, — Дух Святой открывает нам Тайны Божии. Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают как она приходит и за что теряется».

Дары Духа Святого

Главнейшие и более общие дары Духа Святаго, в изложении св. пророка Исаии, следующие семь: 1) дух страха Божия; 2) дух познания или ведения; 3) дух силы или крепости; 4) дух совета; 5) дух разума;6) дух премудрости, и 7) дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис. 11, 2-3).
1) Дар страха Божия есть та глубокая, внутренняя богобоязненность, которая служит лучшей защитой от зла и является источником дел святых.
2) Дар познания или ведения есть способность видеть отдаленное будущее, что в высшей своей степени составляет особенность пророческого служения.
3) Дар силы или крепости есть та твердость духа или духовное мужество, которое, проистекая из твердой веры и упования на Бога, делает человека непреклонным в исполнении воли Божией, так что он не страшится никаких напастей и ужасов. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, — говорит Псалмопевец, — не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22: 4).
4) Дух совета составляет способность наставлять других на путь истины. Без этого дара самые глубокомысленные наставления, самые усердные, по-видимому, заботы о благе другого не принесут никакой пользы, а, напротив, только ожесточат наставляемого; тогда как при даре Духа Святаго и простое, безыскусственное слово глубоко действует на сердце слушателя: доказательством всему этому служит многократно замечаемый нами опыт.
5) Дар разумения или разума — это способность глубоко понимать вещи и видеть цели и человеческие намерения. Примером этого может служить отзыв Спасителя о двух лептах, пожертвованных в пользу Иерусалимского храма вдовицей (Мк. 12, 41-44; ср. Лк. 21, 1-4), и прозорливость апостола Петра, когда он обличил обман со стороны Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-4).
6) Дар премудрости есть способность находить самые лучшие средства для достижения нравственных целей. Пример такой мудрости показал царь Соломон, когда самым простым средством открыл настоящую мать оспариваемого младенца (3 Цар. 3, 16-28).
7) Дух Господень или дар благочестия или вдохновения в высшей степени составляет та святость жизни, которая, отличая Божиих избранников, служит назидательным примером и для обыкновенных людей (См. Православное исповедование веры, сн. кн. Уроки по простр. катехиз. прот. Титова, ч. I, с. 333-334).

Добродетельная жизнь как одно из средств получения благодати Святаго Духа

«Господь наш Иисус Христос, — говорит свт. Василий Великий, — научил, сказав: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, Егоже мир не может прияти (Ин. 14: 15-17). Поэтому пока не храним всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: вы от мира несте (Ин. 15: 19), до тех пор да не ожидаем удостоиться Духа Святаго» (Творения свт. Василия Великого, т. V, с. 311).
Что бывает с сердцем человеческим, когда его коснется благодать Святаго Духа?
«Видишь, что когда огнь коснется ладана или иного какого благоуханного порошка, тотчас курение дыма бывает и приятное благоухание восходит: так точно бывает, когда сердца человеческого коснется благодать Святаго Духа. Тогда восстанет в таком сердце воздыхание и молитва истинная, аки благоухание от огня возбужденное, и восходит в высоту к Небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость. Сей случай нас учит просить у Бога Духа Святаго, дабы Он возбуждал в сердцах наших истинную молитву» (Из Твор. свт. Тихона Задонского).

Святой Дух наставляет людей на всякую истину

Вот тесная келья одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины! Прииди и вселися в мя, наставь на всякую истину! Как подобной молитвой не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот, чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых Ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преп. Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивших к нему, который не раз видел Ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада (Ч.-М., 5 июня); указали бы на преп. Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами (Ч.-М., 23 декабря); указали бы на преп. Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий (Ч.-М., 1 октября); указали бы на преп. Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке (Ч.-М., 15 мая), или на преп. Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать (Ч.-М., 7 августа); указали бы и на многих других, но не указываем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. Опишем только несколько современных примеров из жизни о.Серафима, Саровского подвижника. Однажды является к нему за благословением в далекий путь один господин, который был очень добр, только о св. иконах ложно думал, полагая, что иконы одинаковое имеют достоинство как чудотворные, так и не чудотворные. Отец Серафим, в первый раз увидевший этого господина, благословил его и сказал: «Что, батюшка, мое грешное благословение? Проси помощи у Царицы Небесной, вот, в теплом у нас соборе есть икона «Живоносный Источник», отслужи ей молебен: ведь она чудотворная; она тебе поможет». Потом с улыбкой продолжал: «Читал ли ты, батюшка, житие Иоанникия Великого? Я советую тебе прочитать. Это был добрый и хороший человек, да только сначала в иконах-то заблуждался, как и ты». После этого еще дал ему несколько наставлений.
У одного крестьянина украли лошадь. Бедный прибыл в Саровскую пустынь и, увидев там одного инока, бросился к нему в ноги и сказал: «Батюшка! ты что ли Серафим?»«Я не Серафим, — отвечал ему инок, — а на что тебе он?»«Да говорят, он угадывает, — отвечал простодушный крестьянин, — а у меня лошадь украли». Отец Серафим в это время подле своей кельи складывал дрова в поленницу. Когда инок указал крестьянину о. Серафима, крестьянин бросился ему в ноги. Отец Серафим поднял его и ласково спросил: «Что ты пришел ко мне, убогому?»«Батюшка, — отвечал крестьянин, — у меня лошадь украли, и я теперь без нее совсем нищий, а ты, говорят, угадываешь». Отец Серафим взял его за голову и, приложив ее к своей, сказал: «Огради себя молчанием и поспеши теперь в село (он назвал ему это село), и когда будешь подходить к селу, то сверни с дороги вправо, и пройди задами четыре дома, там ты увидишь калиточку; войди в нее, отвяжи лошадь свою от колоды, и выведи молча». Крестьянин по такому указанию действительно нашел свою лошадь. Подобных примеров в жизни о. Серафима было очень много (Из кн. «Минуты пастырского досуга», еп. Гермогена, т. II, с. 26-30).1

Что такое хула на Духа Святого

Христос сказал: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 28-29; Мф. 12, 31; Лк. 12, 10). Под Духом Святым здесь подразумевается не только третье лицо Святой Троицы, а собственно сам Бог. Человек-богохульник, в сущности, совершает самоубийство собственной души. Именно самоубийство собственной души и есть предельное богохульство — непрощаемый грех.
По учению Святых Отцов человек приходит в такое пагубное состояние духовного помрачения из-за того, что находится во грехах и пороках — гордость есть корень хулы, а хула есть дочь гордости. Пребывающий в таком состоянии тем самым убивает себя, свою душу. В конечном итоге, это неверующие в Бога люди, это сектанты всех толков, это самоубийцы. «Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сем веке, ни в будущем, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви, — пишет свят. Игнатий Брянчанинов — Самое величайшее бедствие пред кончиною мира, должно постигнуть тех человеков, по учению Апостолов, которые любве истины не прияша, во еже спастися им. Сего ради послет им Бог, то есть попустит, действо льсти в лице величайшего беззаконника, во еже веровати им лжи; да суд приимут вси неверовашие истине, но благоволившие в неправде (2 Сол. 2, 10-12)».

--------------------------------------------------------------------------------
1 Свящ. Григорий Дьяченко «Духовные посевы», Москва, 1892 г.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru