АЛЬМАНАХ НА ИЗБРАННЫЕ ТЕМЫ — # 2, 2002

 


Бог стал человеком, чтобы человек стал богом

Hosted by uCoz

Знание о Боге дает нам наша вера. Мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по словам святого Дионисия Ареопагита: «Пребывает превыше умопостижимых вершин Святейшего Своего пребывания».
Познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но, для того, чтобы приблизиться к Богу, нужно отвергнуть все, что ниже Его.
Само сознание непознаваемости Божией равноценно опыту встречи с Богом. Такая встреча есть дар благодати Божией. По такой благодати Моисей и апостол Павел ощутили невозможность познать Бога: первый - когда проник во мрак Божественной неприступности; второй - когда услышал «глаголы» Божественной неизреченности.
Святой Григорий Богослов говорит: «Я шел вперед с тем, чтобы познать Бога. Поэтому, я отделился от материи и от всего плотского, я собрался, насколько смог, в самом себе и поднялся на вершину горы. Но, когда я открыл глаза, то смог увидеть «задняя Божия, и это было покрыто камнем» (1 Кор. 10, 4), то есть человечеством Слова, воплотившегося ради нашего спасения. Я не мог созерцать всечистую первоприроду, познаваемую только Ею Самой, то есть Святой Троицей. Ибо, я не могу созерцать то, что находится за первой завесой, сокрытое херувимами, но только то, что нисходит к нам, - Божественное великолепие, видимое в тварях». Сама Божественная Сущность, как Святая Святых, закрываемая от самих серафимов. Как мы можем Ее познать? «Божественная природа есть как бы некое море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятие о времени и о природе. Если наш ум попытается создать слабый образ Божий, созерцая Его не в Нем Самом, но в том, что Его окружает, то этот образ ускользает от нас прежде, чем мы попытаемся его уловить, озаряя высшие способности нашего ума, как молния, ослепляющая взоры».
Знание Бога Истинного, должно быть живым, духовным, сердечным и, вместе с тем, покаянным, трепетным. Для того, чтобы созерцать Бога, нужно достичь предназначенной нам цели, то есть дойти до состояния обожения, или как говорит свят. Афанасий Великий: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Но многие люди вне Церкви и даже внутри ее думают иначе. Они полагают свою цель в лучшем случае в нравственном исправлении, в жизни по заповедям. Но не эту цель указывают нам Евангелие, Церковное предание, святые отцы. Мало совершенствовать себя, становиться совестливее, справедливее, целомудреннее, мудрее. Все это, безусловно, необходимо, но не в этом смысл нашей жизни, не та конечная цель, для которой Творец создал нас. А в чем же? В единении с Богом, в обожении. Ведь человек создан для того, чтобы стать богом по Благодати и когда он уклоняется с этого пути (обожения), то опустошает себя, он не спокоен и ищет чем-то заполнить, занять себя. Часто человек заполняет себя лживой радостью пьянством, наркотиками, курением и прочими вещами.
У человека, идущему не по пути обожения, нет радости, нет умиротворения, нет счастья. Хотя ему и удается заполнить внутреннюю пустоту чем-то. Он может погрузиться в мир собственных иллюзий, но его мелочный мирок поработит его и станет ему тюрьмой. И в этой тюрьме он будет стараться никогда не иметь тишины, чтобы не оставаться наедине с собой. И с помощью шума, эмоционального напряжения, телевидения и радио, а может быть и при помощи наркотиков человек отчаянно старается забыть, не думать, не беспокоиться, не вспоминать, что он сбился с пути, ушел далеко от цели. Человек и человечество так и не достигло бы обожения, своей главнейшей цели, если бы Бог не воплотился. Ветхозаветное время показывает, что много было праведных и благочестивых людей. Только лишь с Рождеством Христовым стало возможно и достижимо единение с Богом - обожение. В этом смысл Христова Воплощения. Если бы смыслом человеческой жизни было только нравственное совершенствование, то не было бы нужды приходить в мир Христу. Не было бы нужды в воплощении Бога, Кресте, Смерти и Воскресении Господних - во всем, что совершено Христом, потому что научить человеческий род нравственной жизни можно было и через пророков, философов, праведников и учителей.
Священное Писание свидетельствует, что прародители Адам и Ева хотели стать как боги, но не через обожение, соединяясь с Богом, а наоборот - удаляясь от Него. Все это приводит к духовной смерти, которую они приобрели себе и всем своим потомкам. Известно, что Бог есть жизнь. А отвергающийся Бога - отвергается жизни. Вот почему следствием грехопадения было - духовная смерть, изменение материального мира в худшую сторону, страдание, болезни, старение и физическая смерть. Вместо обожения человек отделился от Бога, а это привело его к плотской, животной, демонической жизни. Великолепное творение Божие впало в тяжкую болезнь, образ Божий исказился. В грехопадении человек потерял свойства необходимые, чтобы идти к обожению. И в этом состоянии человек уже не может вернуться к Богу. Его естество нуждается в новом корне. Апостол Павел говорит: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16). Нужен новый здоровый человек, способный вернуть человеческой воле обращенность к Богу. Новым корнем человеческого естества. Новым Человеком стал Богочеловек Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся, чтобы положить новую закваску человечества. Первое общение человечества с Богом в Раю было потеряно отпадением от Бога и любовь Божия устраивает другое - второе единение между Богом и человеком через Иисуса Христа.
Спаситель мира Господь наш Иисус Христос имеет две совершенных природы: божественную и человеческую. Они соединены между собой «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно» в одном Лице Бога Слова. Человеческая природа через ипостасное единение двух естеств во Христе навсегда соединена с Божеством, поэтому Христос вечно Богочеловек. Человеческая природа принята в самую жизнь Пресвятой Троицы и ничто не может отлучить ее от Бога. И уже после Воплощения Господнего, сколько бы мы не согрешали, сколько бы мы не отдалялись от Бога, если мы хотим вернуться к Богу покаянием - это возможно. Мы можем вернуться к Нему и стать богами по Благодати.
Григорий Богослов пишет: «...будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы... те, кто совершенно соединится с совершенным Духом, и это будет, как я думаю. Царство Небесное». У Святой Троицы нет никакой зависимости от тварного мира. Тварного мира могло бы и не быть, но Бог и тогда был бы Святой Троицей. Богословие открывает нам, что в Боге нет никакого внутреннего процесса, никакой диалектики трех Лиц, никакого становления, никакой трагедии. Нужно помнить, что познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте, значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, войти в саму Божественную жизнь, в жизнь Пресвятой Троицы, стать причастником Божественного естества. Познание Бога - это и есть соединение с Ним. И это конечная цель человека. Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело раскрывает Себя в Своих энергиях. Человек, достигший обожения своего существа, становится не только обителью Пресвятой Троицы, не только соединяется с Богом, но и познает Его.
По учению святого Максима Исповедника в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став Человеком по воплощению, оставался Богом. «Свет в мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Но, Бог раскрылся в Христе и стал доступен всем верующим. Вера наша открывает нам Бога.
Следует отметить, что Богопознание - это и есть цель и смысл существования Церкви, в которой мы познаем Бога тем, что очищаем себя для Него, где мы соединяемся с Богом в святом таинстве Евхаристии. В Церкви все способствует человеку в обожении. Нигде человек не может найти такого места, чтобы соединиться с Богом, кроме Церкви. Не удивляйтесь, если видите в Церкви людей грешных, терпящих временами скорби, разногласия и нестроения. Они происходят потому, что здесь мы еще на пути к обожению, и временами проявляется наша человеческая немощь. Но никогда не забывайте, что лишь в Церкви мы приближаемся к единению с Богом. Бог всячески помогает желающим идти по пути обожения через таинства и благодать молитвенного общения. Такое соединение или такое познание должно обновить и преобразить все наше существо, все наше естество, в том числе и естество разума. Познать Бога - это значит пропитаться Его энергиями, сделаться доступным для них, вместить в себя их свет, стать для них «обителью». Когда Пресвятая Троица будет иметь в нас обитель, то это будет означать, что для нас открываются врата Вечной Жизни.



© Храм иконы Божией Матери «Смоленская», г. Ивантеевка, М. О. E-mail: agios@itkm.ru